«Никто не забыт! Ничто не забыто!»

      Катастрофа на Чернобыльской атомной электростанции случилась 26 апреля 1986 года. Это самая крупная авария в истории атомной энергетики. На тот момент Чернобыльская атомная станция являлась одной из крупнейших в мире. Это был военно-стратегический объект, входящий в план Советской армии. Сбой в работе атомного реактора произошел по ряду причин.

   Авария на Чернобыльской атомной электростанции  стала серьёзным испытанием на профессионализм и преданность служения народу. Сотрудники подразделений охраны Гомельщины одними из первых приняли участие в ликвидации последствий трагедии на ЧАЭС в 30-ти километровой зоне отчуждения. За проявленное мужество и образцовое  исполнение служебного и гражданского долга при  ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 172 сотрудникам подразделений охраны Гомельщины вручены нагрудные знаки «Участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС».

    В 32 годовщину со Дня трагедии, в подразделениях Департамента охраны Гомельской области прошли памятные мероприятия, где чествовали сотрудников и ветеранов — ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС. Многие из них и сейчас продолжают работать в охране…

ВОЛЕЮ СУДЬБЫ.

      Тот, кому приходилось встречаться с Николаем Григорьевичем Михаленко, надолго за­помнил этого неординарного человека, родив­шегося на нашей белорусской земле и по се­годняшний день привязанного к ней всей ду­шой.ФОТО - Михаленко Н.Г.1

      Его детство прошло в красивейшем месте нашей области — Хойникском районе. После службы в армии проживал в д. Борщевка, ра­ботал водителем в колхозе «1- Мая». Как он сам говорит, не упускал момента, дабы по­быть на природе. А посмотреть и порадовать­ся было чему — рядом протекала река При­пять и две ее старицы подходили прямо к де­ревне. Часто с друзьями, семьями выезжали отдыхать на речку, косили сено на заливных лугах, ходили в лес за грибами и ягодами.

     Но апрель 1986 года внес смятение в разме­ренную жизнь сельчан. В самом разгаре была посевная. И колхоз, и местные жители вели посадку картошки, пасли коров, работали на огородах. Николай также трудился на посев­ной. Вечером, 26 апреля, после трудового дня они с друзьями выехали отдохнуть на Припять. А назавтра, в поле, он услышал разговор ме­ханизаторов о том, что в десяти километрах от них, на атомной электростанции произош­ла какая-то авария. Но официально сообще­ний не было, а весной в поле дорог каждый час, и они продолжали сев. Лишь вечером, воз­вратившись домой, с соседями поглядывали в направлении станции и каждый высказывал свои предположения.

     4-го мая, рано утром, было объявлено о пре­кращении работ, начале эвакуации. Жителям пояснили, что выезжают на три дня. Поэтому громоздкие вещи с собой не брали. Вывозили машинами людей и скот в Хойники и деревню Бабчин. Временное жилье предоставили в шко­ле. Вначале было организовано питание, а по­том выдали по 200 рублей и все питались в сто­ловой. Никто тогда не думал, что в родные дома им уже не вернуться.

     Все это время Николай Григорьевич участво­вал в эвакуации колхозного и общественного имущества. Детей с супругой отправил в Жлобин к сест­ре, а сам работал сутками. Когда основные ра­боты были окончены, он присоединился к семье. Устроился водителем в во­енизированную пожарную часть. Но воспоми­нания о родных краях не давали покоя.  Деревня все чаще приходила во снах, напоминая о себе лицами друзей, соседей, знакомых. Те с кем вместе мерил лужи, будучи босоногим пареньком, оказались разбросанными по разным уголкам Беларуси. В 1988 году для тушения пожаров в зоне отселения в пожарной части был сформирован отряд. По­просился туда и Михаленко. Тушить пожары пришлось в Брагинском районе в глубине 30-километровой зоны. Две недели вместе с това­рищами, выбиваясь из сил, они преграждали путь стихии. И выстояли. Щемило сердце у Николая, когда проезжал теперь уже через бывшие де­ревни, заросшие бурьяном. Пустые дома смот­рели выбитыми окнами. Только дикие звери чувствовали здесь себя хозяевами.

     Более десяти лет Н.Г. Михаленко проходил службу в Жлобинском отделе охраны. В должности младшего инспектора МВСО руководил сторожевым составом по охране предприятий города. Он быстро сходится с людьми, вникает в их проблемы, по мере своих сил и возможностей старается помочь. За успехи в службе Николай Григорьевич был награжден нагрудным знаком «За адзнаку». После выхода на пенсию он решил не расставаться со ставшим уже родным коллективом. Поменял лишь форменное обмундирование, был назначен начальником охраны участка. Но все же природа тянула к себе и Николай, при первой возможности перешел работать в Жлобинский лесхоз егерем. И, где бы он, не работал, всегда был на хорошем счету у руководства. Сейчас Николай Григорьевич находится на заслуженном отдыхе, всегда, как и раньше оптимистичный, веселый и рассудительный человек.

 В  ПАМЯТИ НАВСЕГДА.

     Зынович Леонид Петрович – прапорщик милиции в отставке, достойный сотрудник, надёжный товарищ, добропорядочный семьянин. В 1986 годуслужилпостовым милиционером Житковичского отделения вневедомственной охраны при ОВД Житковичского райисполкома. С 17 мая по 16 июня 1986 года он былдобровольным участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции.

    Для ликвидации тяжёлых иужасныхпоследствий катастрофы на ЧернобыльскойАЭС произошедшей 26 апреля 1986 года были мобилизованы значительные ресурсы. 17 мая 1986 года, Леонид Зынович, в возрасте 23 лет, был командирован в город Наровля. Разместили командированных (прибывших со всех уголков БССР) в Наровлянском государственном профессионально-техническом училище № 177 сельскохозяйственного производства. Утром следующего дня на инструктаже сводному отряду довели возложенные задачи: недопущения фактов мародерства, оказание помощи и эвакуация населения, охрана общественного порядка. Наряд в состав которого входил Леонид Зынович осуществлял несение службы в Наровлянском районе в д. Дерновичи .Судьба оказалась благосклонной к Леониду, за время нахождения в командировке, экстренных ситуаций не произошло,чему предшествовала надлежащая подготовка и добросовестное несение службы.

      Однако,из памяти вряд ли исчезнет, то, что видели глаза…Боль. Страдания. Непонимание. Опустошение…Эвакуацию населения производили на всей территории в пределах тридцати километров от взорвавшегося реактора. Люди уезжая на некоторое время, как оказалось позже, уезжали навсегда. Из вещей с собой увозили самое необходимое: документы, личные вещи и немного еды в дорогу. Люди прощались, плакали, не желали покидать дома и родные места… тогда сотрудники,уговаривали, объясняли гражданамо необходимости покинуть деревню, последствияхи возможных бедах. И все это не проходило стороной, оно откладывалось, и копилась в душах и сердцах сотрудников.

   Эвакуация проводилась организованно. На КПП автобусы проходили санитарную обработку. Позже часть эвакуированного населения пыталось вернуться в родные дома с целью взять необходимые им вещи, прополоть грядки…Зачастую тайными тропами они пробирались в родные селенья минуя КПП. Наряд милиции выявлял таких граждан и с помощью автопатруля увозил из опасной территории. В памяти остались домашние животные пасущееся, бродившие по улицам,посаженные грядки, а вокруг никого…нет человека… человека населявшего эту землю…По долгу службы дозиметрами измеряли фон радиации, фиксировали показания. Был введен запрет на употребление питьевой воды из колодцев, употребление продуктов питания из деревенских огородов.16 июня 1986 г. выполнив служебный долг сводный отряд вернулся на место дислокации. Леонид Зынович продолжил нести службу в вневедомственной охране, дослужил до командира отделения.Уйдя на заслуженный отдых, он продолжил работать в охране но уже в качестве контролера на контрольно-пропускном пункте.

     Со дня аварии на Чернобыльской АЭС прошло 32 года, но в памяти осталось то горе и печаль которые принесла нам трагедия…  На протяжении этого времени со стороны руководства оказывается всевозможная помощь и материальная поддержка.

В 1986 году Зынович Леонид Петрович  был награжден медалью  за участие в ликвидации последствий аварииЧернобыльскойАЭС, в 2015г. Получил благодарственное письмо от руководства Житковичского районного исполнительного комитета.