Ветеран боевых действий в Афганистане, старший разведчик воздушно-десантных войск Игорь БЫЧКОВ: «Меня хранила бабушкина молитва…»

Светлые кудряшки под форменным беретом, автомат на плече – на этом единственном черно-белом снимке на фоне афганских гор добрушанину Игорю Бычкову всего девятнадцать. Время безжалостно над фотобумагой, но в память того, кто на ней изображен, свинцовой отметиной вбиты камни, песок и огонь войны, участником которой он оказался волею судьбы. 

нннВ Баграм – крупнейший аэропорт и военно-воздушную базу ВВС СССР –  наводчика боевой машины вместе с другими ребятами из учебки в Прибалтике, где они прошли курс молодого бойца, доставили 6 мая 1984 года. Как только самолет приземлился, солдаты поняли: это город войны. Над головами летали истребители, на взлетно-посадочной полосе длиной в 3 километра разгонялись стратегические бомбардировщики и тяжелые транспортные самолеты. В один из них грузили носилки с ранеными советскими солдатами…

– О том, что попаду в разведку, я знал заранее, потому что уже имел для этого некоторую подготовку, изучал виды вооружения, в том числе и иностранного, – рассказывает Игорь Дмитриевич.

В задачи 345 гвардейского воздушно-десантного полка, куда он пошел служить добровольцем, входила защита колонн с грузом, которые доставляли все необходимое для жизнеобеспечения армии.  От разведчиков во многом зависела эффективность операций против незаконных вооруженных формирований.

Игорю Бычкову не раз приходилось принимать удары на себя и брать ответственность за жизнь других солдат полка и исход всей боевой операции.

–  Однажды из штаба дивизии поступила информация о том, что в районе кишлака Дэхи-Хазара обнаружена банда из 30 человек. Мы получили приказ о ликвидации этой группировки, – в подробностях, словно это было только вчера, ветеран боевых действий рассказывает тот наиболее памятный для него эпизод. –  На боевых машинах мы выдвинулись в район кишлака, потом сутки шли пешком, чтобы подобраться к банде как можно ближе. Ждали темноты, а на рассвете должны были приступить к ликвидации. Тогда мы еще не знали, что противников было не 30, а 150 против 40 наших бойцов. И вот рано утром начался бой. Он длился 7 часов. Нам удалось взять штурмом одно из зданий, забаррикадироваться в нем и оттуда вести огонь. Тяжело ранило нашего командира полка, и я, как старший разведчик, принял командование на себя. Когда душманы открыли стрельбу из миномета, мы поняли, что живыми вряд ли останемся, и попросили помощи у полка, который находился недалеко и ждал нашего сигнала. Атака афганских боевиков была отбита, мы смогли выйти из укрытия и вынести раненых.

За умелые действия, проявленные в этом бою, за смелость и отвагу Игорь Бычков получил высокую правительственную награду – Орден Красной Звезды.

– На войне опыт приходит быстро, – так ответил Игорь Дмитриевич на мой вопрос о том, откуда он знал, как нужно поступать в той или иной неординарной ситуации. – Но все же,  было очень страшно, когда мы десантировались и попадали под обстрел крупнокалиберного пулемета противника, который, словно фанеру,  насквозь пробивал обшивку вертолета.

Пришлось научиться не только безошибочно определять, из какого оружия и в каком направлении летит пуля, но и освоить школу выживания в горах, на таких высотах, где вода закипает при 30 градусах. Игорь просто верил, что эта трудная работа, которую он выполняет, рано или поздно, но закончится, только не так, как для 15 ребят из тех 17 юных романтиков, которые вместе с ним прилетели в Демократическую республику Афганистан в мае 1984-го…

– Наверное, от гибели меня хранили бабушкина молитва, надежда родителей, а также чувство ответственности перед другими, – говорит воин-афганец. – Мама рассказывала, что еще долго после возвращения домой «воевал» во сне…

9 сентября 1985 года – этой даты вся его семья ждала, как самого большого праздника, сын написал, что в этот день должен улететь на Родину. Но ему пришлось задержаться еще на месяц, чтобы обеспечивать защиту ремонтников, которые расширяли трассу Баграм – Кабул.

После возвращения из Афганистана служба в Добрушском отделении охраны показалась ему «райской». Уволившись из органов внутренних дел по возрасту, Игорь Дмитриевич продолжает оставаться со своим коллективом, но уже в качестве работника сторожевой охраны.

ррСвой орден непосредственный участник боевых действий в Афганистане надел лишь однажды, да и то успел услышать упреки от окружающих: мол, купил на рынке, молод еще, чтобы такие награды иметь. Он бы мог рассказать в ответ, в каком пекле находился почти полтора года, как судьба могла оказаться короткой, как рукопашный бой, и почему таких орденов, как у него, на базаре не встретишь…

По информации Добрушского ОДО