Белорусов атакуют кибермошенники

В Беларуси по-прежнему остается острой проблема хищений денег со счетов. Из 10 тысяч киберпреступлений, совершенных на территории нашей страны за 7 месяцев, на их долю приходится почти 9 тысяч. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество таких хищений увеличилось более чем на 70%!

Основная причина успеха злоумышлеников – излишняя доверчивость и недостаточная цифровая грамотность потерпевших. В главном управлении по противодействию киберпреступности решили в очередной раз напомнить людям о типичных схемах аферистов.

Одна из самых актуальных – звонок якобы от правоохранителей. Неизвестный представляется милиционером, называет фамилию, имя, отчество, звание и должность – данные действующих сотрудников размещены в открытом доступе на официальных сайтах госорганов (а может назвать и вымышленные ФИО). Как правило, под предлогом защиты банковского счета просит предоставить реквизиты доступа к нему. В этой схеме аферист надеется на стрессовую ситуацию, в которой оказывается жертва, и ее секундное замешательство.

В ГУПК МВД на днях обратились два человека, которых пытался обмануть аферист. В обоих случаях он представлялся сотрудником «управления К», называя ФИО несуществующего человека. Далее следовал классический «развод»: якобы банковский счет жертвы под угрозой, для блокировки действий злоумышленников необходимо назвать комбинацию цифр на платежной карте.

Мошенник остался ни с чем. В первом случае девушка сразу закончила разговор, так как была наслышана о подобных махинациях. Во втором случае директора коммерческой компании спасло только то, что в тот момент у него при себе не оказалось карточки. Но позже, когда он все-таки понял, с кем имел дело, позвонил в милицию и сообщил о попытке «развода».

Вторая схема – «получение кредита». Аферист звонит и представляется правоохранителем или сотрудником службы безопасности банка и сообщает, что якобы с его счета кто-то пытается вывести все деньги. Звонящий предлагает совместно поймать преступника: для этого от клиента банка требуется открыть кредитную линию и сообщить реквизиты счёта. Если жертва следует алгоритму, то злоумышленник похищает все деньги, оставляя пострадавшего с обязательством погашения полученных кредитов.

В середине августа жительнице Гродно в «Вайбере» с литовского номера позвонила девушка и сообщила, что с лицевого счета женщины в банке, где та ранее брала кредит, неизвестные пытаются похитить деньги. Для предотвращения этих действий владелице счета необходимо взять несколько кредитов на любую сумму в любых банках. Несмотря на все уверения супруга в том, что она имеет дело с мошенниками, за пару дней гродненчанка открыла кредиты в нескольких банках и передала аферистке реквизиты счетов. В итоге она лишилась более 25 тысяч рублей.

Третья схема – получение дистанционного доступа к смартфону. Злоумышленник под видом работника банка сообщает жертве об угрозе, нависшей над ее банковским счетом. Якобы для защиты данных просит абонента установить на своем телефоне программу удаленного доступа («AnyDesk», «TeamViewer» и др.) и предоставить ему код доступа. Если жертва соглашается, то аферист получает полный контроль над устройством: как правило, он заходит в приложение интернет-банкинга на смартфоне владельца и переводит деньги на свой счет.

В Гродненской области жертвой мошенников стала медсестра райбольницы. В конце августа ей начали поступать звонки на «Вайбер» со скрытых телефонных номеров. Неизвестный сообщил женщине, что с ее счетов кто-то пытается похитить все деньги. Для защиты необходимо установить на мобильный телефон приложение «AnyDesk» и предоставить к нему доступ. Жертва так и сделала.

Спустя некоторое время она стала замечать постоянное списание денег с карт-счетов. В итоге аферист украл более 8 тысяч рублей.

Специалисты ГУПК КМ МВД в очередной раз напоминают: мошенники могут быть очень убедительными! Они могут видоизменять схемы. Однако для того, чтобы не стать жертвой преступления, достаточно всего лишь следовать простым правилам цифровой безопасности.

1.  Никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщайте по телефону незнакомцам персональные данные, коды из СМС и т.д. Работники банков или правоохранительных органов владеют всей необходимой информацией, им не надо ничего у вас узнавать.

2.  Ни в коем случае не предоставляйте доступ к устройству посторонним. Не устанавливайте по их просьбам программы и не сообщайте коды доступа, сессионные ключи, пароли из СМС.

3.  Заблокировать ваш карт-счет работники банка могут и без вашего участия, поэтому все подобные звонки – очевидное мошенничество.

4.  Если у вас возникли сомнения в отношении происходящего, незамедлительно обратитесь в банк и сообщите о звонке.

5.  Обезопасьте свой основной банковский счет! Для совершения онлайн-платежей откройте в том же банке второй, который сможете пополнять при необходимости. И если даже он будет скомпрометирован, основной останется в безопасности.

6.  Не передавайте в руки незнакомым людям свой телефон! Нередки случаи, когда под предлогом позвонить родственнику мошенники просят воспользоваться вашим телефоном и моментально открывают микрокредит на ваше имя, переводя деньги на свой счёт.