Эксперимент: как ГАИ Гомеля выявляет нарушителей с помощью уличных камер видеонаблюдения

Гомельская Госавтоинспекция освоила новую методику контроля за безопасностью дорожного движения. Для этого инспекторы стали использовать уличные камеры видеонаблюдения. Эффект впечатляет: в ряде случаев с момента выявления нарушений до привлечения виновных к ответственности проходит меньше часа. Журналисты «Р» увидели, как работают технологии в деле, и узнали подробности.

Местом внедрения новшества стала одна из главных магистралей Гомеля — улица Советская. Начинаясь в историческом центре, она имеет протяженность почти 7,5 километра и завершается на северной окраине города. Соответственно транспортный поток здесь всегда интенсивный, а вероятность происшествий довольно высокая. Дорожных аварий с трагическими последствиями Советская видела немало.

В одной из таких пять лет назад погибли две женщины. Они переходили проезжую часть по обозначенному переходу и были сбиты «Мицубиси», ехавшим со скоростью около 100 км/ч. Ранее водитель иномарки многократно привлекался к ответственности. В том числе за то, что не пропускал пешеходов на переходах и нарушал скоростные режимы.

В начале 2019-го на другом переходе водитель автомобиля «Мазда» сбил двух школьниц. Сестры-близняшки переходили дорогу на зеленый сигнал светофора. С тяжелыми травмами девочки попали в больницу. Одна из них — в состоянии комы. К счастью, обе остались живы. Как установило следствие, водитель проезжал перекресток на красный и не остановился, как должен был, перед стоп-линией.

В октябре того же года трагедия произошла в начале ул. Советской, возле ресторана «Бацькі». Молодой водитель, ехавший на «БМВ» с большой скоростью, не справился с управлением. Автомобиль вылетел на тротуар, сбил трех женщин и врезался в столб. На месте происшествия погиб 21-летний виновник аварии и одна из гомельчанок — завуч средней школы № 21. Находившихся рядом с ней коллег увезли в больницу в тяжелом состоянии.

После этого резонансного ДТП был принят ряд мер, направленных на то, чтобы избежать подобного в дальнейшем. В частности, скорость движения на протяжении всей Советской ограничили до 50 км/ч.

А два месяца назад в областной ГАИ придумали новый способ контроля и профилактики.

Мониторинг возле монитора

Идею подсказало наличие камер видеонаблюдения на каждом перекрестке ул. Советской. Изначально они были установлены по инициативе УВД Гомельского облисполкома в целях обеспечения общественного порядка. Такая практика уже давно используется во всем мире и помогает бороться с уличной преступностью. Инспекторы увидели еще один вариант полезного применения технологий.

Алгоритм прост и не потребовал финансовых затрат. Оказалось, достаточно одного рабочего места с компьютером в дежурной части УГАИ. В режиме онлайн на монитор можно вывести трансляцию одновременно с шести камер. Все зависит от интенсивности движения и того, насколько справляется сотрудник, ведущий наблюдение.

Инспектор дорожно-патрульной службы Сергей Якушев, манипулируя компьютерной мышкой, показывает, как это работает:

— Изображение можно рассмотреть с разных расстояний, захватив общий или крупный план, приблизить, рассмотреть номерной знак. Обычно просматриваю кадры с четырех камер — это наиболее оптимальное количество. Акцентируюсь на участках, где чаще всего происходят нарушения и ДТП. Смысл нашей работы — постараться их предотвратить. 

Нарушения, которым уделяется максимальное внимание, — проезд на красный сигнал светофора и нежелание автомобилистов пропускать пешеходов на переходах. И то и другое чревато авариями с пострадавшими. В среднем за день выявляется до десяти нарушений. Преимущественно в часы пик: приблизительно с 7:00 до 9:00 и с 16:30 до 18:30, когда на Советской наблюдается максимальный трафик.

Нарушаем?

Просматриваем недавние записи. Вот на мониторе изображение с камеры на перекрестке ул. Советской и Комсомольской. Наблюдаем, как, поворачивая направо, автомобили ГАЗ, «Фиат» и «Рено», двигаясь один за другим, проезжают на запрещающий сигнал светофора — в опасной близости от людей, для которых горит зеленый. Вопреки правилам ни один автомобилист не пропустил пешеходов. Очевидно, каждый из водителей смотрел не на дорогу, а просто ехал за машиной впереди. Что это: солидарность или стадный инстинкт?

А у нас тем временем второй случай. К перекрестку улиц Советской и Тимофеенко, рядом с которым установлен знак, разрешающий движение прямо и направо, подъезжает «Ниссан». Поворот налево здесь запрещен. Однако, судя по всему, человек за рулем дожидается возможности совершить именно этот маневр.

— Такую картину можно наблюдать довольно часто, — комментирует инспектор. — Уверен, что водители, которые стоят следом в ряду, сейчас сигналят, чтобы проезжал. 

Однако он стоит и ждет. И, наконец, улучив момент, поворачивает влево. Выбрав удобный ракурс, инспектор записывает номер машины.

Что будет дальше

Видеозаписи с доказательствами нарушений сохранены. Дальше — два варианта развития событий. Чаще всего сотрудник, ведущий мониторинг, работает совместно с нарядом ДПС, несущим службу в районе Советской. Информация передается патрульному экипажу, который и останавливает нарушителей.

Либо с водителем связываются напрямую, объясняют причину и вызывают для разбирательств в ГАИ. При необходимости в обоих случаях демонстрируется видеозапись. Обычно она отвечает на все вопросы водителя, если такие у него возникают. Что, впрочем, на практике бывает нечасто.

Таким образом, с момента выявления нарушения до привлечения виновника к ответственности в ряде случаев проходит меньше часа.

Каждый водитель должен знать

Мониторинг с использованием уличных видеокамер ведется с февраля. За это время пресечено более 330 нарушений. Небольшой перерыв пришлось сделать в период обильных снегопадов, когда все усилия Госавтоинспекции были направлены на контроль обстановки в сложных погодных условиях, оказание содействия дорожным службам и водителям. Нередко в эти дни инспекторы помогали освобождать авто из снежных завалов или эвакуировать с проезжей части.

В надежности нового способа руководство Гомельской ГАИ не сомневается. Качество изображения, получаемого с камер, позволяет безошибочно идентифицировать транспортное средство. На кадрах четко видны линии дорожной разметки, сигналы светофоров, движение на пешеходном переходе. Есть возможность выявлять и другие нарушения. Например, использование мобильных телефонов водителями во время движения, непристегнутые ремни безопасности, нарушения правил маневрирования, остановки и стоянки. Впрочем, приоритетная цель дистанционного мониторинга — не наказать, а прежде всего дисциплинировать участников дорожного движения.

— Каждый водитель должен понимать: даже если он нас не видит, это не значит, что мы не следим за его поведением на дорогах, — подчеркивает заместитель начальника УВД Гомельского облисполкома — начальник милиции общественной безопасности Анатолий Васильев. — Действенность нового способа, в том числе профилактический эффект, уже очевидна. В будущем планируется оснастить системами видеонаблюдения и другие магистральные улицы Гомеля с интенсивным дорожным трафиком. Такие как, например, ул. Ильича и проспект Речицкий. А в перспективе изучим возможность распространения опыта и в других крупных городах региона. 

Источник