Человек научился управлять природой, но не смог подчинить ее себе. Он создал искусственную среду обитания, но так и не научился ею полностью управлять. Авария на Чернобыльской атомной электростанции тому подтверждение. Экологическое бедствие, причина которого не природа, а излишняя самоуверенность и неосторожность человека.
Та ночь, 26 апреля 1986 года, стала переломной в жизни, не только Гомельской области, но и всей страны. Взрыв реактора четвертого энергоблока Чернобыльской АЭС, внес непоправимые изменения в жизнь и судьбы многих людей. В зону радиоактивного поражения попали практически все сельскохозяйственные районы области, где проживало около полутора миллиона человек. Населенные пункты обезлюдели, жителей переселили в чистые зоны, за пределы области.
Уже 29 апреля 1986 года в Гомельском управлении внутренних дел области приступили к формированию отрядов, которые были задействованы в мероприятиях по ликвидации последствий катастрофы. Профессионально подготовленных к действиям в условиях радиоактивного заражения местности формирований на тот момент не было. В ситуации, развивающейся стремительно и непредсказуемо, главная ставка при формировании сводных отрядов делалась на людей, обладавших выдержкой, волей, способных к активным действиям. При создании сводных отрядов для отправки в будущую зону отчуждения брались в расчёт личные качества каждого претендента.
В Новобелицком отделе Департамента охраны на сегодняшний день работают на вольнонаемных должностях пять человек, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Эти люди такие же, как все, ничто не выделяет их из основной массы народа. Но никому не ведомо то, что твориться у них в душе и какой след в ней оставил ненавистный Чернобыль. Они были первыми из тех кто, не думая о себе, своем здоровье, принял удар судьбы на себя. Те, кто прошел через «ад Чернобыля» не любят вспоминать о том времени. Говорят только, что именно в таких ситуациях и проверяется человек, все его внутреннее содержание открывается окружающим.
Основные силы были брошены на массовую эвакуацию населения, имущества сельхозпредприятий. Дороги были запружены вереницами автобусов и грузовиков. Люди выезжали налегке, брали с собой только самые необходимые предметы, деньги, документы. Они тогда ещё не знали о том, что покидают родные места навсегда. Может, поэтому и паники особой не было.

Вспоминает заведующий хозяйством, а ранее старшина группы тылового обеспечения старший прапорщик милиции Плешкунов Владимир Иванович. В том далеком 1986 он был в «Зоне отчуждения в числе первых». Работать приходилось в неимоверно тяжелых условиях. Мучили постоянные ощущения жажды и сухость в горле. Что такое радиация и как она действует на организм, никто не задумывался, да и в большинстве своем многие и не знали, что это такое. «…Молодые мы были, о последствиях не думали, рыбу ловили, кушали, в общем, жили обычной жизнью. Вид покинутых деревень, в которых кроме бродячих собак никого не было, наводили ужас и тоску. Жутковато, было от того, что вокруг нет людей. К нам прибились бродячие собаки, мы их назвали Цезий и Стронций. Через полгода мне сделали операцию на щитовидной железе…»
После массовой эвакуацией перед сотрудниками органов внутренних дел стояла задача по осуществлению контрольно-пропускного режима в зону загрязнения, а также охрана выселенных населенных пунктов от мародеров и самопроизвольного возгорания. Зачастую все снаряжение сотрудников проходящих службу в районе аварии состояло из армейской формы и марлевой повязки. В лучшем случае был еще респиратор. Однако, не смотря на все это, люди продолжали честно и добросовестно нести службу, исполняя свои служебные обязанности. Многое им пришлось пережить и увидеть. Месяц службы в «зоне отчуждения» казался нескончаемым.
Вернувшись домой и пройдя обследования в госпиталях они опять занимали свои места в рядах своих подразделений. За проявленное мужество и образцовое исполнение служебного и гражданского долга шестерым сотрудникам Новобелицкого отдела охраны были вручены нагрудные знаки «участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС». Многие из них, уйдя на пенсию, по сей день продолжают нести службу на постах начальников подразделений, в рядах сторожевого войска. Невозможно рассказать о всех, кто принимал участие в ликвидации последствий, в рамках одного небольшого материала, но, просто необходимо назвать их имена. Это заведующий хозяйством Плешкунов Владимир Иванович, контролеры на КПП: Мартыненко Владимир Евгеньевич, Мартыненко Александр Евгеньевич, Крючков Александр Михайлович, Баранов Сергей Александрович, члены первичной ветеранской организации отдела охраны: Сельвич Адам Андреевич, Иваницкий Николай Александрович, Резниченко Владимир Григорьевич, Серовский Владимир Алексеевич, Цветков Александр Викторович, Щемеров Сергей Андреевич, Кузьминский Геннадий Леонидович.

Они верят и надеются, что подобная беда повториться. Ведь ошибки совершаются для того, что бы на них учились другие.
Мы искренне поддерживаем этих людей в их вере и желаем им крепкого здоровья, долголетия и отличного настроения.