В 1905 году в царской России функции охраны общественного порядка осуществляли полицейские органы, численность которых на протяжении многих лет постоянно расширялась, а структура совершенствовалась. Активную роль в охране правопорядка играла политическая полиция — жандармерия. При необходимости привлекались казачество и специальные армейские подразделения (такие, как дикая дивизия горцев и др.). Аппарат полиции был наделен весьма широкими полномочиями, а Министерство внутренних дел являлось ведущим в стране. К тому же подчинялось оно непосредственно Императору, что сохранилось и в думский период российской истории, т. е. после 1905 г.
Первые отряды рабочей милиции зародились в 1905-1907 гг. Летом 1905 г., во время стачки иваново-вознесенских ткачей, были созданы дружины пролетарской милиции. Совет рабочих депутатов г. Николаева организовал несколько милицейских отрядов, создал специальный штаб для координации их действий. Рабочие патрули по ночам охраняли улицы, разгоняя мародеров и реквизируя оружие, которое попадало им в руки.
Линию на укрепление и расширение полицейского аппарата царское правительство проводило буквально до последних дней своего существования. Так, 30 октября 1916 г. императором Николаем II было утверждено положение об усилении полиции в 50 губерниях страны и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов. Одной из основных мер, согласно указанному положению, явилось увеличение штатов полиции по отношению к численному составу населения в городах и уездах. Организационные меры дополнялись усилением вооружения полиции. Например, в начале 1917 г. петроградская полиция, несмотря на острую нехватку оружия в действующей армии, получила около 400 пулеметов. Однако всё это не смогло удержать царский строй.
Февральская (1917 г.) революция пробудила народы Российской империи к национально-освободительному движению, возрождению сво-ей государственности. В Беларуси в это время, как и в целом в России, на смену старой царской полиции пришла народная милиция. 4 марта из стен канцелярии гражданского коменданта Минска вышел правовой акт, согласно которому служащий Всероссийского Земского Союза Михаил Александрович Михайлов (это был Михаил Васильевич Фрун¬зе) назначался временным начальником милиции Всероссийского зем¬ского союза по охране порядка в городе. Таким образом, 4 марта 1917 г. является днем рождения белорусской милиции.
Именно в этот день отряды боевых дружин рабочих и милиции ра-зоружили бывшую полицию, захватили городское полицейское управ-ление, архивное и сыскное отделения, взяли под охрану важнейшие государственные учреждения, почту и телеграф. Минск, таким обра¬зом, по сути, стал центром создания милиции.
5 марта рапортовал в Минск об образовании милиции Невель, кото-рый входил тогда в Северо-Западный край. 7 марта подобная теле¬грамма пришла из Велижского уезда, 9 марта — из Езерищенского, 10 мар¬та — из Суражского, затем из Двинска, Витебска, Лепеля и других го¬родов и уездов Беларуси.
Следовательно, изначально белорусская милиция создавалась как особый вооруженный отряд правопорядка, имевший свой центр и дей-ствовавший в определенных национальных границах.
В Минске становление милиции имело свои особенности. Руково-дил этим процессом большевик с выдающимися организаторскими способностями М.В. Фрунзе. Прежде всего он стремился превратить милицию в высокопрофессиональный вооруженный кулак и делал это без колебаний, не останавливаясь ни перед чем. В этих целях проводи¬лось освобождение личного состава как от неумелых, неграмотных ра-ботников, так и от тех, кто проявлял нелояльность к большевикам. За вре-мя с 4 марта по 12 октября, т. е. по день убытия из Минска, М. В. Фрун¬зе собрал в рядах минской милиции прежде всего революционных ра¬бочих и солдат, которые и определяли характер ее деятельности.
После отъезда М. В. Фрунзе из Беларуси качественный состав мин-ской милиции начал все более ухудшаться. В ее рядах оказалось немало слабо подготовленных работников. Ряды милиции стали пополняться исключительно по принципу политической благонадежности, то есть началось осуществление партизации правоохранительных органов.
Созданный Временным правительством аппарат народной милиции был сломан после перехода власти в руки Советов уж, конечно, не из-за того, что мог стать залогом поворота назад к монархии, а потому, что он не отвечал задачам диктатуры партии большевиков, которая пришла на смену демократии, устанавливавшейся в России после Фев¬ральской революции.
Поэтому после октябрьского переворота подлежали слому и ликви-дации в первую очередь самые «реакционные» части буржуазного ап-парата — армия и милиция.
Теоретически считалось, что в России 25 октября 1917 г. победила социалистическая революция, которая должна была утвердить диктатуру пролетариата, создать новый тип государст¬ва — социалистическую республику Советов. На деле, однако, создава¬лось государство, в котором вся власть (законодательная, исполни¬тельная и судебная) концентрировалась в руках одной политической партии — РКП(б).
Это произошло не сразу в результате октябрьского переворота, а через определенный промежуток времени. И суть преобразований в области государственного устройства, которые проводились под ло¬зунгом установления диктатуры пролетариата в первые месяцы после Октябрьской революции, сводилась к утверждению партийной дикта¬туры в стране. Задача состояла в том, чтобы путем слома старой государственной машины создать новую, непосредственно подчиненную РКП(б), в том числе и вооруженную силу партии, составной частью которой и должна была явиться милиция. То, что формально она под-чинялась Советам, не меняло существа дела, так как Советы и само правительство становились орудием партии.
Это не исключает того, что милиция должна была заниматься обес-печением общественного порядка. Наоборот, стабильность любой вла¬сти, в том числе и большевистской, зависела от состояния правового порядка. Вопрос лишь в том, каков этот правовой порядок. В нашей стране он был большевистским, т.е. каждый, кто не соглашался с ли¬нией партии, подлежал определенному воздействию — от перевоспита¬ния до репрессий.
После октябрьского переворота вопрос организации на новых нача-лах государственных органов, ведавших поддержанием общественного порядка, из проблемы теоретической превратился в практическую за¬дачу первостепенной важности. Поэтому в числе 13 наркоматов, во¬шедших в состав первого советского правительства, был и Народный комиссариат по внутренним делам (НКВД). Наряду с другими задача¬ми он ведал организацией общественного порядка и борьбой с пре¬ступностью в стране. Стабильный общественный порядок — главное свидетельство силы и твердости устанавливаемой диктатуры партии, необходимая предпосылка социально-экономических и политических преобразований.
28 октября (10 ноября) 1917 г. НКВД по уполномочию СНК издал постановление «О рабочей милиции», которое явилось первым норма-тивным актом, определяющим создание советской милиции как испол-нительного органа местных Советов рабочих и солдатских депутатов. В нем предписывалось: «1. Все Советы Рабочих и Солдатских Депутатов учреждают рабочую милицию. 2. Рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведении Совета Рабочих и Солдатских Депутатов».
Постановление юридически закрепляло создание в нашей стране органа охраны революционного порядка — советский милиции, кото¬рая, как показала жизнь, отличалась от полиции любого буржуазного государства, в том числе и милиции Временного правительства, преж¬де всего тем, что она должна была служить политическим целям при¬шедшей к власти партии.
Местным органам государственной власти предоставлялась полная свобода в организации аппарата милиции, так как постановление НКВД от 28 октября 1917 г. не определяло ни формы организации, ни структуру, ни компетенцию милиции.
Тот факт, что постановление НКВД не определяло организацион¬ных форм рабочей милиции, нельзя считать случайным. Дело в том, что в условиях повсеместного утверждения и упрочения власти Сове¬тов юридическое закрепление единых организационных форм милиции не имело принципиального значения. «Советы на местах, — писал В. И. Ленин,- сообразно условиям места и времени, могут видоизме¬нять, расширять и дополнять те основные положения, которые созда¬ются правительством. Живое творчество масс — вот основной фактор новой общественности… » (Полн. собр. соч., т. 35, с. 56-57).
Словом, главное не законность, а целесообразность — таков осново-полагающий принцип деятельности партии и он тут же переносился на милицию. А ведь всякие инициативные действия милиции, не ограни-ченные четкими законами, на местах приводили к росту недовольства со стороны значительной части населения.
В первые месяцы советской власти наиболее распространенной формой вооружения трудящихся являлись отряды Красной гвардии. В соответствии с постановлением НКВД «О рабочей милиции» на местах создавались вооруженные формирования трудящихся и под другими названиями: охранные дружины, специальные отряды охраны, отряды порядка и т. д. Многообразие наименований и организационных форм в период становления милиции объясняется тем, что указаний из цен¬тра о путях строительства органов милиции на местах не было.
1 января 1919 г. провозглашена Белорусская Советская Социали-стическая Республика со столицей в Минске. Милиция, будучи частью единого государственного механизма, не могла быть в стороне от ре-шения главной задачи — разгрома иностранных интервентов и так на-зываемой внутренней контрреволюции. Поэтому наряду с охраной об-щественного порядка, борьбой с преступностью на милицию возлага¬лись и задачи по обороне молодой республики, участию в боевых дей¬ствиях против оккупантов.
Таким образом, строительство советской милиции в Беларуси про-ходило в сложных условиях острой политической борьбы. Поэтому ликвидация старой милиции здесь осуществлялась более замедленны¬ми темпами, чем в центре. Временное ее функционирование допуска¬лось при соблюдении следующих условий: признания личным соста¬вом советской власти, немедленного удаления из рядов милиции «ре-акционных» элементов, контроль за ее действиями со стороны пар¬тийных и советских органов. Темпы, формы и методы ликвидации ми¬лиции Временного правительства на местах выглядели не везде одина¬ково. Все зависело от соотношения политических сил.
В начале 1921 года наряду с экономическими трудностями в стране обострились трудности политического характера. Они определялись в первую очередь усилием колебаний крестьянства, недовольного продразверсткой, которая лишала его стимула развивать сельское хозяйство. Изменение экономической и политической обстановки требовало совершенствования организационных структур милиции, форм и методов работы по охране общественного порядка. В частности, окончание гражданской войны и переход к миру требовали выработки положения об НКВД, точно определяющего его структуру и задачи в новых условиях. В мае 1922 г. ВЦИК утвердил такое положение «О Народном комиссариате внутренних дел». Компетенция центрального аппарата милиции была несколько детализирована и уточнена. Выделялись такие направления руководства, как порядок учета, комплектования и распределения личного состава милиции, руководство деятельностью уголовно-розыскных учреждений, обеспечение милиции всеми видами довольствия. Согласно новой структуре, Главное управление милиции НКВД состояло из трех отделов: милиции, уголовного розыска и материального снабжения. Положение об НКВД РСФСР до 1924 года являлось юридической основой деятельности не только милиции России, но и других республик, в том числе и Белоруссии.
7 августа 1926 г. было принято постановление «Об утверждении положения о службе рабоче-крестьянской милиции БССР».
К концу 20-х гг. новая экономическая политика, по мнению совет-ского руководства, исчерпала себя и вместо нее был взят курс на фор-сированную индустриализацию и массовую коллективизацию сельско¬го хозяйства. Цель нового политико-экономического курса, проводи¬мого на протяжении 30-х гг., — создание крупной машинной индуст¬рии, строительство и запуск новых промышленных предприятий, лик¬видация многоукладности в экономике, искоренение так называемой сельской буржуазии и проведение социалистических преобразований в деревне, укрепление Красной Армии.
Перечисленные выше во многом экстренные меры были вызваны тем, что 30-е гг. отмечены глубоким мировым экономическим кризи¬сом, в ходе которого в 1933 г. в Германии к власти пришли нацисты, открыто провозгласившие своей целью уничтожение коммунизма. Уг¬роза войны для СССР возросла.
В этих условиях большевики вынуждены были форсировать инду-стриализацию страны, организационно и материально укреплять ос-новные, прежде всего силовые звенья аппарата государства, гаранти-ровать обеспечение порядка и безопасности.
Мотивируя необходимость мобилизации внутренних сил советско¬го общества для решения поставленных задач, полным ходом шел про¬цесс формирования административно-командной системы. Последнее и вызвало в начале 30-х гг. в СССР реорганизацию силовых, прежде всего правоохранительных ведомств.
В период ускоренного развития индустриальной базы и коллекти-визации сельского хозяйства возникла необходимость в более широком привлечении дешевой рабочей силы заключенных для строительства промышленных объектов и колонизации малонаселенных экономиче¬ски не развитых, но перспективных районов СССР. Не случайно, именно в конце 20-х — начале 30-х гг. создали сеть исправительно-трудовых лагерей, которые стали основным местом лишения свободы. Милицию и уголовный розыск передали в подчинение ОГПУ, под его контроль перешли из других наркоматов специальные воинские под¬разделения. Все это было обусловлено серьезными изменениями в по¬литико-правовом режиме — авторитаризм перерастал в тоталитаризм.
СНК СССР еще 11 июля 1929 гг. принял постановление «Об исполь-зовании труда уголовно-заключенных», согласно которому содержание осужденных на срок от трех лет и выше передавалось ОГПУ. 25 апреля 1930 г. было образовано управление лагерями ОГПУ (УЛАГ), а в ок¬тябре 1930 г. данную структуру преобразовали в главное управление лагерей (ГУЛАГ). Система ГУЛАГа охватила практически все север¬ные, сибирские, среднеазиатские и дальневосточные регионы страны. Число заключенных в лагерях стремительно росло. Если в 1930 г. их было 95 тыс. человек, в 1934 г. — более 500 тыс., то к 1937 г. число за¬ключенных составило 1 млн 100 тыс.
Накануне войны принято решение о реформировании системы управления лагерями, образовав в системе органов внутренних дел СССР самостоятельные отраслевые лагерно-производственные управ¬ления.
В начале Великой Отечественной войны количество лагерей немно-го сократилось. Дело в том, что мобилизация материальных ресурсов для обеспечения нужд фронта вынудила свернуть целый ряд проектов, прежде всего крупных и долговременных, где по традиции было занято большое число заключенных. Кроме того, освобождением заключенных, призванных в действующую армию (до конца 1941 г. — более 400 тыс. человек), были частично компенсированы потери Красной Армии в первые месяцы войны.
Отсюда понятно, что выяснить предпосылки, движущие силы, ме-ханизмы политических процессов, происходивших в 30-40-х гг., не-возможно без глубокого изучения истории создания и деятельности НКВД СССР, а также республиканских наркоматов внутренних дел. Именно НКВД СССР в рассматриваемый период объединил под своей эгидой аппарат принуждения — от милиции до исправительно-трудо¬вых учреждений, от ОГПУ до внутренних и пограничных войск.
Можно утверждать, что в 30-х гг. продолжалась начатая в годы гражданской войны борьба с малейшим политическим инакомыслием. Практически установилась единоличная диктатура, даже не партии, а ее вождя не случайно. На заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 20 апреля 1934 г. при обсуждении доклада И.В. Сталина было принято решение о создании союзного наркомата внутренних дел (НКВД СССР) с вклю¬чением в его состав реорганизованного ОГПУ.
В составе общесоюзного НКВД были созданы Главное управление государственной безопасности, Главное управление рабоче-крестьянс¬кой милиции, Главное управление пограничной и внутренней охраны, Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых по-селений, Отдел актов гражданского состояния, Административно-хозяйственное управление.
При НКВД СССР действовало Особое совещание, которое состояло из заместителя наркома внутренних дел СССР, уполномоченного
НКВД СССР по РСФСР, начальника управления рабоче-крестьянской милиции, наркома внутренних дел союзной республики, на территории которой возникло дело. На заседаниях Особого совещания присутство¬вал прокурор СССР или его заместитель. Рассматривались дела сове¬щанием заочно. Ему предоставлялось право применять в администра¬тивном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до пяти лет и высылку за пределы СССР. Дру¬гими словами, Особое совещание наделялось внесудебными полномо¬чиями, что на практике привело к вопиющему нарушению законных прав и свобод советских граждан.
Формально НКВД СССР являлся одним из центральных органов отраслевого управления, таким же как и другие наркоматы. На деле его положение существенно отличалось. Так, в аппарате НКВД СССР функ-ционировал отдел ВКП(б), осуществлявший надзор за партийными органами, вплоть до ЦК. Отличие состояло также и в том, что НКВД оказался вне контроля вышестоящих государственных органов, а также вне партийного контроля, превратившись в руках И. Сталина в инст-румент необоснованных репрессий и нарушений законности.
27 февраля 1930 г. было утверждено новое «Положение о рабоче-крестьянской милиции и уголовном розыске БССР».
15 декабря 1930 г. было принято постановление «О ликвидации Народных комиссариатов внутренних дел союзных и автономных республик», а деятельность республиканских органов милиции стала регламентироваться общесоюзным положением о рабоче-крестьянской милиции, утвержденным 25 мая 1931 г.
27 декабря 1932 г. было утверждено постановление о создании Главного управления рабоче-крестьянской милиции.
10 июля 1934 г. был образован НКВД СССР, компетенция которого охватывала государственную безопасность, общественный порядок, пограничную и внутреннюю охрану. Образование НКВД СССР явилось составной частью процесса формирования административно-командной системы, централизации государственного руководства страной. Не оставалась неизменной структура пограничной и внутренней охраны.
13 июля 1934 г. НКВД СССР издал приказ «Об организации орга¬нов НКВД на местах», в связи с чем наркоматы внутренних дел были образованы во всех союзных республиках, в том числе и в Белорусской ССР. ЦИК БССР 15 июля 1934 г. принял постановление об образова¬нии НКВД, включив в его состав органы ГПУ. НКВД БССР действовал на основе положения «Об общесоюзном Наркомате внутренних дел». Подчинялся он СНК республики и соответственно НКВД СССР. В об-ластных центрах Белорусской ССР, некоторых городах и районах были сформированы управления НКВД.
Во всех союзных республиках, в том числе БССР, с 1935 г. для предварительного рассмотрения дел об уголовных и так называемых деклассированных элементах, а также о лицах, злостно нарушающих паспортный режим, были задействованы «тройки», в состав которых входили секретарь ВКП(б) союзной республики (крайкома, обкома), начальник управления НКВД и прокурор соответствующего уровня (республики, области).
НКВД СССР был создан как орган, объединивший в своем составе огромный аппарат принуждения, одним из звеньев которого являлась милиция. Главное управление милиции НКВД СССР сосредоточило в своих руках в полном объеме решение всех организационных и опера-тивных вопросов. Жесткая централизация в построении и работе органов милиции вела к тому, что работники на местах в значительной мере бы¬ли ограничены в проявлении инициативы, самостоятельности, ожидали директив от вышестоящих органов. Данное обстоятельство ослабляло инициативу и снижало качественный уровень работы милиции.
Тем не менее в целом 30-е гг. характеризуются знаковыми собы-тиями в жизни советской милиции вообще и милиции БССР в частно¬сти. Органы милиции активно занимались охраной общественного по¬рядка, борьбой с уголовной преступностью, вели профилактическую работу. Расширялись их функции. В структуре милиции создавались новые службы и подразделения, что было связано с расширением функциональной деятельности милиции. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 декабря 1932 г. «Об установлении единой паспортной сис-темы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов» впервые в стране вводилась единая паспортная система, ставшая важным средст¬вом укрепления общественного порядка и борьбы с преступностью. Одновременно было принято «Положение о паспортах». В Минске, например, паспортизация началась в апреле 1933 г. Сотрудники вновь созданных паспортных аппаратов в сжатые сроки справились с задачей паспортизации. В областных управлениях НКВД БССР создавались паспортные отделы, а в отделениях милиции — паспортные столы.
16 марта 1937 г. в составе Главного управ¬ления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР был образован Отдел по борьбе с хищением социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС). Отдел был создан для борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учре¬ждениях государственной торговли, потребительской кооперации, в заготовительных органах и сберкассах, а также для предотвращения спекуляции.
Прообразом службы БХСС в Белорусской ССР стал отдел промыш-ленной милиции, образованный приказом Главного управления рабоче-крестьянской милиции Социалистической Советской Республики Бе-ларусь (ССРБ) от 30 ноября 1920 г. № 20, занимавшейся «охраной все¬го национализированного имущества ССРБ».
В марте 1939 года Главное управление пограничных и внутренних войск НКВД разделилось на шесть самостоятельных главков: Главное управление пограничных войск, Главное управление войск НКВД по охране железнодорожных сооружений, Главное управление войск НКВД по охране важных предприятий промышленности, Главное управление конвойных войск НКВД, Главное управление военного снабжения и Главное военно-строительное управление войск НКВД.
Подготовка страны к обороне обусловила необходимость наделения НКВД СССР и его органов некоторыми дополнительными функциями. В частности, в октябре 1939 г. на органы милиции возлагалась обязан¬ность осуществлять учет военнообязанных и призывников. Для этого в отделениях милиции были созданы военно-учетные столы. В предво-енные годы они проделали значительную работу по систематизации и учету, организации и призыву на действительную военную службу в Красную Армию военнообязанных.
В связи с обострением международной обстановки и необходимостью укрепления советской разведки НКВД СССР в феврале 1941 г. был разделен на два наркомата: НКВД СССР и Народный комиссариат государственной безопасности СССР (НКГБ СССР).
22 июня 1941 г. войска фашистской Германии внезапно атаковали границы советского государства. Началась Великая Отечественная война. В тот же день Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О военном положении», согласно которому в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности передавались военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где они отсутствовали, — высшему командованию войсковых соединений.
Для борьбы с вражескими шпионами, диверсантами и парашютистами постановлением СНК СССР от 24 июня 1941 г. «0б охране предприятий и учреждений и создании истребительных батальонов» в местностях, объявленных на военном положении, в каждом районе предусматривалось в срочном порядке создавать истребительные батальоны по 100 — 200 человек. Руководство оперативной и боевой деятельностью батальонов возлагалось на органы внутренних дел.
Важным мероприятием правительства в перестройке деятельности органов внутренних дел было принятие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1941 г. об объединении Народного комиссариата государственной безопасности СССР и Народного комиссариата внутренних дел в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР. 3 августа 1941 г. происходит объединение НКГБ и НКВД республики в единый наркомат. Это позволило сосредоточить все усилия по борьбе с уголовной преступностью в одном органе, укрепить охрану общественного порядка в Белоруссии, объединить все силы и средства названных ведомств в одних руках, активнее использовать их.
Основным программным документом перестройки работы на военный лад всех органов государственной власти, в том числе и милиции, явилась директива СНК СССР и ЦК BKП(б) от 29 июня 1941 г. В директиве подчеркивалась величайшая опасность, нависшая над страной, и намечались меры по перестройке тыла по законам военного времени, обеспечению всесторонней помощи действующей армии.
В годы оккупации Белоруссии отряды милиции активно действовали в составе Красной Армии и даже участвовали в организации партизанского движения.
Началом восстановления деятельности милиции в Белоруссии можно считать осень 1943 г. Структура органов милиции после восстановления не претерпела сколько-нибудь значительных изменений по сравнению с тем, какой она была до начала войны. НКВД БССР состоял из нескольких управлений и отделов, ведавших различными службами. Главная роль в системе НКВД принадлежала по-прежнему Главному управлению милиции как по задачам, возложенным на органы милиции, так и по количественному составу. Именно в Главном управлении милиции определялись и разрабатывались основные направления борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, защиты прав и интересов граждан.
Многогранную деятельность милиции осуществляли отделы Главного управления: политический; уголовного розыска; по борьбе с хищениями социалистической собственности; службы и боевой подготовки; государственной автомобильной инспекции; оперативный; виз и регистрации и загс; паспортный стол; отделение научно-технических средств.
Кроме того, в Главное управление милиции входили отделения пропаганды и агитации, культурно-просветительной работы, а также редакция газеты «На страже Октября». В число отделов, входивших непосредственно в НКВД БССР в качестве самостоятельных единиц, следует назвать отделы профилактики преступлений, перевозок, технического обслуживания, борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью, кадров. Имелся в наркомате и отдел контрразведки «Смерть шпионам» (СМЕРШ), образованный в годы войны для борьбы с диверсантами, шпионами, вражеской агентурой. Крупным подразделением наркомата было пожарное управление, а также штабы противовоздушной обороны и истребительных батальонов. Впоследствии возникло еще одно управление — управление по борьбе с бандитизмом (УББ).
26 марта 1946 г. НКВД БССР переименован в Министерство внутренних дел БССР. В состав его входили следующие управления: милиции, по борьбе с бандитизмом, пожарной охраны, шоссейных дорог, по делам военнопленных и интернированных, исправительно-трудовых лагерей и колоний, тюремного, хозяйственного, архивного, погранвойск, а также отделы — кадров, контрразведки, финансового, секретного делопроизводства, по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью, «Динамо» и др. Сокращение административных аппаратов позволило высвободить большое количество квалифицированных специалистов и направить их на укрепление других милицейских аппаратов, например, для созданного в 1947 году отдела боевой подготовки личного состава и его низовых звеньев.
В июле 1946 года отдел уголовного розыска ГУМ МВД СССР был преобразован в управление уголовного розыска, что говорило о возрастающей роли и значимости этой службы милиции в борьбе с преступностью. Деятельность УУР строилась по территориальному принципу в соответствии со специально разработанным для этой цели Положением. Начальник УУР подчинялся непосредственно начальнику Главного управления милиции и его первому заместителю. Соответствующие изменения произошли и в структурах МВД БССР. Совершенствовалась структура аппаратов БХСС. Сразу после войны в отделе БХСС Управления милиции МВД республики было образовано два новых отделения по руководству периферийными органами милиции по линии борьбы с хищениями государственного и общественного имущества. Первое отделение, условно названное восточным, занималось отделениями БХСС УМ МВД Витебской. Гомельской, Могилевской, Бобруйской, Полесской, Полоцкой, Минской областей и города Минска. Второе отделение — западное — руководило деятельностью аппаратов БХСС УМ МВД Пинской, Брестской, Гродненской, Барановичской и Молодечненской областей. На третье, созданное ранее, отделение возлагалась организация борьбы со спекуляцией, фальшивомонетничеством, хищениями собственности в государственной торговле, на четвертое — борьба с хищениями в промышленности, сельском хозяйстве, на базах «Заготзерно», на пятое — ведение следственных дел по фактам хищений.
В 1947 году по предложению научно-технического отдела ГУМ МВД СССР в МВД БССР и во всех министерствах внутренних дел других союзных республик были созданы научно-технические отделы.
В 1948 году был введен в действие новый Устав постовой и патрульной службы, который предусматривал ряд новых положений. Прежде всего, он определял порядок несения службы и права патрульных. Главным результатом введения нового Устава являлось то, что до этого носившая эпизодический характер патрульная служба стала обязательной частью службы милиции. Не менее важное значение имело и введение в этом же году Дисциплинарного устава, в котором регламентировались обязанности, права и ответственность лиц рядового и сержантского состава органов милиции.
В октябре 1949 года по решению Советского правительства милиция была передана из Министерства внутренних дел в Министерство государственной безопасности. Эта мера, как показало время, не соответствовала предназначению органов милиции.
В октябре 1952 г. решением Совета Министров СССР на милицию возложили охрану объектов торговли, а также некоторых учреждений и предприятий промышленности. В связи с этим МГБ СССР организовало в составе управления милицейской службы отдел вневедомственной наружной сторожевой охраны с соответствующими структурными подразделениями на местах. В ее обязанности первоначально входила охрана мелких объектов собственности, затем крупных предприятий, строек, банков, магазинов и других учреждений. В крупных городах, где количество охраняемых объектов требовало много сторожей, создавались охраняемые районы. Количество таких районов, как правило, устанавливалось с учетом административного деления города. При МВД республик и УВД областей были организованы управления (отделы) вневедомственной сторожевой охраны.
С декабря 1952 г. для Беларуси установлена общая численность вневедомственной охраны мелких хозяйственных объектов в количестве 1055 человек вместо ведомственных 2109.
Руководство вневедомственной охраной возлагалось на органы милиции. В связи с этим местные власти были обязаны передать до декабря 1952 г. органам милиции МГБ СССР существующие в городах управления сторожевой охраны с имуществом, служебными помещениями, общежитиями и денежными средствами, а также весь личный состав.
Министерства, ведомства, руководители учреждений, предприятий до января 1953 г. должны были заключить с управлениями вневедомственной сторожевой охраны при органах милиции МГБ БССР договоры на 1953 г. на охрану мелких хозяйственных объектов, подлежащих обслуживанию вневедомственной охраной. Определялся дополнительный перечень мелких хозяйственных объектов, охрана которых передавалась наружной вневедомственной охране при органах милиции. Вневедомственная охрана начала функционировать, оснащаться технически, совершенствоваться. Руководящему составу ее по представлению управления (отдела) охраны и с разрешения органа милиции выдавалось нарезное оружие, сторожам в случае необходимости -гладкоствольное.
Таким образом, МГБ СССР организовало в составе управления милицейской службы отдел вневедомственной наружной сторожевой охраны с соответствующими структурными подразделениями на местах. В ее обязанности первоначально входила охрана мелких объектов собственности, затем крупных предприятий, строек, банков, магазинов и других учреждений.
5 марта 1953 г. умер Сталин. Это событие стало круто менять ход исторического развития советского государства. Прежде всего, сразу же была предпринята попытка укрепить тоталитаризм, сосредоточить власть в еще более жестких руках командно-административной системы. Уже 6 марта были объединены Министерство внутренних дел и Министерство государственной безопасности в одно министерство — МВД СССР, во главе которого стал Берия.
2 — 7 июля 1953 года пленум ЦК КПСС рассмотрел вопрос о преступных действиях Берии, впоследствии состоялись суд и казнь.
Структура милиции претерпела следующие изменения:
— 19 мая 1954 года на основании Указа Президиума Верховного Совета БССР органы госбезопасности были выделены из системы МВД, и милиция заняла свое историческое место в системе правоохранительных органов;
— в 1954 году была организована служба дежурных. Граждане получили возможность в любое время суток обращаться в милицию за помощью или с сообщениями о совершенном или готовящемся преступлении. Дежурные по органам назначались из наиболее квалифицированных сотрудников;
— в 1954 году была завершена работа по перестройке самого Управления милиции — МВД БССР, которое включало теперь в себя следующие отделы: службы уголовного розыска, БХСС, оперативный, занимавшийся розыском преступников и неплательщиков алиментов, следственный, регистрационный, государственной автомобильной инспекции, отдел кадров, политотдел, секретариат, а также учебный пункт на правах отдельной службы, занимавшийся вопросами охраны общественного порядка и профессиональной подготовки личного состава милиции;
— в 1955 году вновь была пересмотрена и изменена структура ОБХСС. Вместо пяти оперативных отделений было создано четыре. Среди задач, возложенных на отдел, особое внимание уделялось организации изучения, обобщения и распространения передового опыта профилактической деятельности аппаратов БХСС республики, подготовке по отдельным вопросам борьбы с хищениями государственной и общественной собственности;
— в 1956 году в органах внутренних дел был восстановлен принцип двойного подчинения. Управления МВД были реорганизованы в единые управления внутренних дел и переданы в ведение областных Советов депутатов трудящихся. Городские и районные отделы и отделения внутренних дел вошли в состав исполкомов местных Советов депутатов трудящихся.
— к концу 1958 года было осуществлено дальнейшее упрощение штатов МВД и его учреждений. Функции оперативного отдела и отдела подготовки передавались по частям в аппараты уголовного розыска и БХСС. Госавтоинспекция объединялась с отделом службы.
— в январе 1960 года было упразднено союзно-республиканское Министерство внутренних дел СССР, которое до этого периода выступало в качестве центрального органа управления деятельностью органов внутренних дел. С этого времени МВД республики стало осуществлять полностью весь комплекс управленческих функций по руководству органами внутренних дел на территории Белоруссии. 5 сентября 1962 г. образуется республиканское Министерство охраны общественного порядка — МООП БССР, а УВД областей были преобразованы в управления охраны общественного порядка исполнительных комитетов областных Советов депутатов трудящихся.
Основными направлениями деятельности милиции в этот период являлись: охрана общественного порядка, борьба с преступностью, охрана социалистической собственности. На них направлялись главные силы милиции.
Основные виды нарушений общественного порядка — пьянство, хулиганство, тунеядство, нарушение правил дорожного движения. Наиболее распространенным из них являлось пьянство.
В своей деятельности милиция руководствовалась постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 декабря 1958 г. «Об усилении борьбы с пьянством и наведении порядка в торговле крепкими спиртными налитками» и последующими документами. В пределах своей компетенции она совместно с другими государственными органами и общественными организациями контролировала соблюдение правил торговли спиртными напитками, силами патрульно-постовой службы обеспечивала предупреждение и пресечение фактов появления в общественных местах лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, оскорбляющих человеческое достоинство и общественную нравственность, выявляла хронических алкоголиков, вела борьбу с самогоноварением, проводила работу по выявлению и усилению причин и условий, способствующих пьянству и алкоголизму, налагала штрафы на граждан, которые появлялись в общественных местах в пьяном виде.
Особого размаха борьба милиции с пьянством и алкоголизмом достигла в связи с принятием 7 мая 1985 г. ЦК КПСС постановления «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», аналогичного постановления Совета Министров СССР, Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 г. по этим вопросам. В милиции была введена система, по которой вопросы работы по преодолению пьянства и алкоголизма стали рассматриваться в горрайорганах еженедельно, в УВД — ежемесячно, МВД БССР — ежеквартально.
Гарантом укрепления общественного порядка в городах являлась работа патрульных и постовых сотрудников — самого многочисленного отряда наружной службы. Они пользовались Уставом ППСМ, принятым в июле 1964 г. В нем были определены порядок несения службы на автомашинах и мотоциклах, особенности службы в рабочих поселках и на обособленном участке, в курортной и дачной местности, на железнодорожном транспорте, здесь были нормативно урегулированы вопросы подготовки и проведения инструктажа нарядов, порядок организации службы в условиях проведения массовых мероприятий, применения оружия, организации контроля за работой патрульных и постовых. В 1974 г. был принят новый «Устав патрульно-постовой службы милиции».
Во второй половине 70-х годов происходила унификация патрульных участков. Начали совмещать границы микрорайонов, имеющих общественные пункты охраны порядка, с границами патрульных участков. К тому же границы территорий участковых инспекторов, инспекторов ОУР, ОБХСС, следствия, ИДН стали также совпадать с границами патрульных групп. Такая насыщенность сил позволяла достигать лучших результатов. В начале 80-х годов такой метод был распространен на всю республику.
С целью обеспечения безопасного и бесперебойного дорожного движения в 1966 г. были введены в действие новые правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР, а также наставление по службе ГАИ. Вошло в практику проведение месячников безопасности движения. В 1968 г. утверждена дислокация постоянных постов по надзору за движением транспорта и пешеходов на основных дорогах Беларуси. В 70-х годах осуществлена работа по установке, эксплуатации и внедрению в городах и других населенных пунктах технических средств регулирования. В 1978 г. введено новое Положение о Государственной автомобильной инспекции, а в следующем году — наставление по дорожно-патрульной службе Госавтоинспекции.
К середине 80-х годов в деятельность ДПС стал внедряться участковый метод — закрепление за сотрудниками участка территории, прилегающей к трассе, шоссе, обеспечение общественного порядка на участке, равному длине обслуживаемого отрезка дороги.
Резко возросшая преступность, перерастающая в организованную и коррумпированную (вовлекающая в свои ряды представителей властных структур различных уровней, вплоть до высших), расшатывала и подрывала устои государства, новой политики. В связи с этим Политбюро ЦК КПСС 2 октября 1986 г. приняло постановление «О дальнейшем укреплении социалистической законности и правопорядка, усилении охраны прав и законных интересов граждан». В нем требовалось решительно покончить с проявлениями предвзятости, тенденциозного подхода при проведении дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства, волокиты, черствости, безразличия к судьбам людей; полностью исключить факты необоснованных задержаний и арестов, незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности; не допускать вмешательства с чьей бы то ни было стороны в расследование и судебное разбирательство конкретных дел, двойной ответственности коммунистов за нарушение закона — перед государством и перед партией, а также обеспечить строгое соблюдение социалистической законности, прав граждан, как самых важных, неотъемлемых сторон осуществляемой перестройки.
2 апреля 1988 г. Политбюро ЦК КПСС вновь возвращается к этой проблеме и принимает постановление «О состоянии борьбы с преступностью в стране и дополнительных мерах по предупреждению правонарушений». На этот раз внимание правоохранительных органов было обращено на необходимость усиления борьбы с преступностью в сфере экономики, быта, среди несовершеннолетних и молодежи.
В 1986-1991 годах милиции приходилось выполнять и массу функций, отвлекающих ее от чисто криминального сектора. К примеру, поддержание правопорядка в зонах межнациональных конфликтов. В соответствии с новыми функциями происходило совершенствование структуры МВД. Так, приказом МВД СССР №0210 от 1 октября 1987 г. были созданы подразделения специального назначения, которые предназначались для охраны правопорядка при крупных авариях, стихийных бедствиях, и пресечения групповых антиобщественных проявлений, массовых беспорядков. А на основании приказа МВД СССР №0206 от 3 октября 1988 г. организованы отряды милиции особого назначения (ОМОН) в целях пресечения групповых хулиганских проявлений и массовых беспорядков. Согласно приказу МВД СССР №228 от 12 июня 1990 г. создавались межрегиональные отделы МВД СССР по борьбе с наркобизнесом, а №047 от 28 июля 1990 г. — межрегиональные управления МВД СССР по борьбе с организованной преступностью и т. д. Характерно, что два последних подразделения милиции, хотя и действовали в Бресте и Минске, однако подчинялись непосредственно МВД СССР, а не органам власти БССР и МВД республики.
Первый шаг на пути приобретения политической самостоятельности Беларуси был сделан 27 июля 1990 г. В этот день Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусской ССР, в которой сказано, что Республика Беларусь имеет право на собственные вооруженные силы, внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности. В декларации провозглашалось верховенство на территории республики Конституции Белорусской ССР и ее законов. Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов возложили на генерального прокурора, назначаемого Верховным Советом республики. Декларация положила начало и создала условия для подготовки целого ряда нормативных правовых актов, регулирующих государственное управление.
25 августа 1991 г. на внеочередной сессии Верховного Совета БССР принят закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики», в котором объявлялась политическая и экономическая независимость БССР. В собственность республики переходили предприятия, организации и учреждения союзного и союзно-республиканского подчинения, размещенные на ее территории.
19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял ряд решений, направленных на дальнейшее оформление основ государственности. Это выразилось в принятии нового названия государства — Республика Беларусь, Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь.
Глубокий экономический кризис, социальные проблемы, беспомощность центральной власти заставляли бывшие союзные республики продвигаться дальше по пути упрочения самостоятельности. 8 декабря 1991 г. руководители РСФСР, Украины и Беларуси подписали соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ), которое должно было стать принципиально иным, по сравнению с Советским Союзом, объединением суверенных государств. Содружество объявлялось открытым для присоединения других республик.
10 декабря 1991 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял постановление «О денонсации Договора 1922 года об образовании Союза Советских Социалистических Республик» и «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств».
21 декабря 1991 г. в Алма-Ате состоялась встреча руководства 11 республик бывшего Союза, на которой приняли Декларацию, провозглашавшую, что с образованием СНГ Советский Союз как субъект международного права прекращает свое существование.
Фундамент для последующего интенсивного правового регулирования вопросов, относящихся к деятельности органов внутренних дел, создал закон Республики Беларусь от 26 февраля 1991 г. «О милиции». Он определил главные задачи милиции, обязанности, права и систему этого важнейшего компонента органов внутренних дел. 25 августа 1991 г. был принят закон «О некоторых изменениях в системе органов государственного управления Белорусской ССР», в соответствии с которым Министерство внутренних дел БССР преобразовывалось из союзно-республиканского в республиканское и ему были переподчинены все органы внутренних дел СССР на территории Беларуси. Вслед за этим утверили текст присяги рядового и начальствующего состава, положение о порядке ее принятия, а также дисциплинарный устав органов внутренних дел. Вскоре Совет министров принял ряд постановлений о приведении действовавших нормативных актов в соответствие с законом «О милиции». В частности, Совет министров своим постановлением от 1991 г. № 485 утвердил Положение о прохождении службы личным составом органов внутренних дел, а постановлением от 1993 г. № 156 — Положение о государственном обязательном личном страховании лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. В повышении престижа службы в органах МВД большое значение имел закон «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел», вступивший в силу в январе 1993 г.
Эти и другие правовые акты предупредили дезорганизацию деятельности органов внутренних дел в новых политических условиях, при спаде социально-экономического развития, ухудшении криминогенной обстановки. Благодаря своевременным и адекватным мерам, принятым государством, удалось сохранить на должном уровне охрану общественного порядка и организовать борьбу с возросшей преступностью.
С принятием Конституции страны, введением поста президента Республики Беларусь и избранием 10 июля 1994 г. на эту должность А.Г. Лукашенко появилась возможность укрепить государственную власть и значительно усилить государственную политику управления, включая и органы внутренних дел. Уже 5 августа 1994 г. президент подписал указ № 24 о создании нового государственного органа для обеспечения безопасности Беларуси — Совета Безопасности. В его состав вошел и министр внутренних дел. 27 декабря 1994 г. президент республики издал указ № 274 «О неотложных мерах по борьбе с преступностью и стабилизации обстановки в республике», а в ноябре 1995 г. обратился непосредственно к личному составу органов внутренних дел страны. Глава государства выразил уверенность в том, что в сложных социально-экономических условиях в обстановке смены поколений в органах правопорядка система МВД может и должна стать высокопрестижным местом государственной службы. В то же время ставилась задача укрепить служебную дисциплину и законность, повысить эффективность борьбы с преступностью.
Хорошим примером этого стало новое Положение о прохождении службы в органах внутренних дел.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и новым Положением о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь (1998 г.) МВД подчиняется непосредственно президенту, который утверждает его структуру, штаты, перечень должностей высшего начальствующего состава, положение о коллегии МВД, ее численность и состав; назначает на должность и освобождает от нее лиц в соответствии с реестром главы государства. Положение регламентирует основные функции и задачи МВД по управлению органами внутренних дел, охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Важную роль для деятельности органов внутренних дел имела Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная в 2001 г. Реализация принципов демократического, социально-правового государства в ней предусматривалась в неразрывной связи с организацией эффективной борьбы с преступностью, особенно с такими ее современными видами, как международный терроризм, организованная преступность, наркобизнес, торговля людьми.
И в дальнейшем продолжали совершенствоваться средства и методы деятельности органов внутренних дел, обновлялась нормативная правовая база. Принципиальное значение для эффективного функционирования органов внутренних дел имело подписание президентом 17 июля 2007 г. закона Республики Беларусь № 263-3 «Об органах внутренних дел Республики Беларусь». Настоящий закон определял правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь, устанавливал обязанности и права органов внутренних дел и их сотрудников, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.
После обретения независимости в Беларуси начался процесс реформирования Министерства внутренних дел. Постановлением Совета министров БССР от 30 мая 1991 г. утверждена структура МВД республики. Она состояла из главных управлений: криминальной милиции, общественной безопасности и специальной милиции по исполнению наказаний, пожарной охраны; управлений: следственного, по работе с личным составом, штаба, финансово-планового, хозяйственного, седьмого; отделов: по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы, военно-мобилизационной работы и гражданской обороны, связи, специальных перевозок, медицинского, секретариата.
При МВД находились: объединение «Охрана», информационный центр, узел оперативной связи, учебные центры, музей, библиотека, лечебно-профилактические и другие учреждения, необходимые для выполнения ответственных задач, возложенных на МВД.
Органы внутренних дел представляли и представляют собой многоотраслевые подразделения, усилия которых направлены на выполнение одной из главнейших внутренних функций государства — охрану правопорядка — важнейшее слагаемое национальной безопасности.
Обострение внутриполитических и социально-экономических процессов в стране вызвало ухудшение криминогенного положения, появление множества новых, ранее не известных в Беларуси видов преступности. Большая, чем в советское время, открытость государственной границы, интеграция экономики страны в мировую хозяйственную систему повлияли на изменение тенденций в преступном мире, стали возможны такие противоправные действия, как торговля людьми, транзит наркотиков, экономические аферы, финансовое мошенничество с использованием высоких технологий. Начался процесс сращивания преступных элементов разных стран. Выезд за границу стал удобным средством избежать наказания.
Все это побудило Республику Беларусь обратиться в Генеральный секретариат Интерпола с просьбой о приеме в члены международной организации уголовной полиции — Интерпол. Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 10 ноября 1993 г. № 744 было образовано Национальное центральное бюро Интерпола.
Резкое увеличение количества преступлений потребовало ускорить и повысить эффективность доказательной базы правоохранительных органов. С этой целью в июне 1993 г. при МВД Республики Беларусь был создан Научно-криминалистический центр. В 1994 г. Экспертно-криминалистическое управление и Научно-криминалистический центр преобразованы в Экспертно-криминалистический центр МВД Республики Беларусь.
В целях совершенствования деятельности экспертно-криминалистических подразделений, повышения их эффективности в борьбе с преступностью указом президента Республики Беларусь от 10 октября 1996 г. № 414 Экспертно-криминалистический центр МВД преобразован в Государственный экспертно-криминалистический центр МВД Республики Беларусь с правами юридического лица. Создание ГЭКЦ МВД позволило укрепить доказательную базу правоохранительных органов, дало возможность своевременного внедрения в практическую деятельность новейших научно-технических разработок, приобретения необходимой для работы экспертов современной техники. В настоящее время, на базе экспертно-криминалистических подразделений МВД РБ образован Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь.
Для повышения роли следственных подразделений в защите личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства путем быстрого и полного расследования преступлений, изобличения и привлечения к уголовной ответственности виновных лиц приказом МВД Республики Беларусь от 29 июня 1993 г. № 144 был создан Следственный комитет МВД Республики Беларусь. 9 апреля 1999 г. на основании указа президента № 207 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в органах внутренних дел Республики Беларусь» ему был придан статус республиканского органа государственного управления. Он был преобразован в Следственный комитет при МВД Республики Беларусь.
Активное международное сотрудничество МВД Республики Беларусь с зарубежными правоохранительными организациями и структурами привело к реорганизации в 1994 г. отдела правового обеспечения и внешних связей в управление правового обеспечения и международного сотрудничества. В марте 2002 г. сформировано управление международного сотрудничества штаба МВД, которое в 2003 г. стало самостоятельным управлением.
Формирование суверенного государства потребовало реформирования и уголовно-исполнительной системы — структурного подразделения МВД Республики Беларусь. Оно проходило в сложных условиях разрушения системы обеспечения правопорядка и общественной безопасности в Беларуси. Появились проблемы и с обеспечением исполнения уголовных наказаний, связанные в основном с ростом численности спецконтингента и его трудозанятостью, содержанием пенитенциарных учреждений, строительством новых и расширением, реконструкцией существующих зданий и сооружений.
30 сентября 1996 г. в соответствии с приказом МВД Республики Беларусь Главное управление по исполнению наказаний МВД было преобразовано в Комитет по исполнению наказаний МВД Республики Беларусь. Указом президента от 19 июня 2000 г. № 349 этот Комитет был наделен статусом республиканского органа государственного управления при МВД. Однако 24 сентября 2001 г. указом президента № 156 он был возвращен непосредственно в структуру МВД, но с правами юридического лица.
Появление различных незаконных по происхождению крупных финансовых средств способствовали не только усилению криминализации общества, но все более широкому распространению коррупции. Возросла угроза проникновения криминальных структур в сферу деятельности органов внутренних дел, в том числе путем подкупа сотрудников, внедрения в кадровый аппарат. В целях активизации работы по обеспечению собственной безопасности органов внутренних дел 5 декабря 1995 г. в системе МВД Республики Беларусь на базе существовавшей в управлении кадров инспекции по личному составу создана служба собственной безопасности. Изменяющаяся оперативная обстановка диктовала необходимость нового подхода в организации деятельности подразделений собственной безопасности, конкретизации приоритетных направлений деятельности. В июне 1999 г. службу собственной безопасности преобразовали в управление собственной безопасности МВД (на правах Главного управления).
В связи с нарастанием активности организованной преступности и коррупции на постсоветском пространстве 7 февраля 1997 г. в соответствии с указом президента № 136 был создан Комитет по организованной преступности и коррупции при МВД Республики Беларусь. Его подразделения стали функционировать в Минске, во всех областях страны, а также на транспорте.
Чрезвычайные ситуации, увеличившееся число стихийных бедствий на рубеже XX и XXI вв., техногенные катастрофы различных уровней потребовали создания в Беларуси специального оперативного, мощного по техническому оснащению государственного органа — Министерства по чрезвычайным ситуациям. Указом президента от 11 сентября 1998 г. № 442 военизированная пожарная служба была выведена из структуры МВД и передана новому министерству. Это сужало спектр деятельности органов внутренних дел, и в то же время оставшиеся службы объединились для выполнения единой задачи — охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.
Широкая компьютеризация общества привела к возникновению высокотехнологической преступности, на что адекватно отреагировало и МВД Республики Беларусь, создав в феврале 2001 г. специализированное отделение по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий. 28 ноября 2002 г. оно было преобразовано в самостоятельное управление.
Практика деятельности новых служб МВД показала, что необходимо внести определенные коррективы в их организацию и в целом всей системы МВД. Учитывая это, президент страны 30 декабря 2003 г. подписал указ № 603 «О некоторых мерах по совершенствованию системы органов и подразделений внутренних дел Республики Беларусь». В соответствии с ним был упразднен Следственный комитет МВД и вместо него создано новое подразделение — Главное управление предварительного дознания МВД. Этим же указом Комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией был реорганизован в Главное управление, а Комитет исполнения наказаний МВД — в Департамент исполнения наказаний МВД Республики Беларусь с правами юридического лица. Указом президента от 4 июня 2004 г. № 268 на базе объединения «Охрана» создан Департамент охраны МВД Республики Беларусь с правами юридического лица.
Эти правовые акты упорядочили систему органов и подразделений внутренних дел, что положительно отразилось на их деятельности по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Важнейшей задачей органов внутренних дел (и прежде всего милиции) является охрана общественного порядка. В ее реализации ведущая роль принадлежит оперативно-дежурным службам, подразделениям патрульно-постовой, дорожно-патрульной, участковым инспекторам милиции. В данной деятельности принимают участие и другие службы, подразделения и специальные учреждения.
Оперативно-дежурная служба является центром управления всеми силами и средствами органов внутренних дел. Главной задачей оперативно-дежурной службы органов и подразделений на современном этапе является повышение оперативности и эффективности первоначального реагирования органов внутренних дел на сообщения и заявления о преступлениях и происшествиях, что помогает обеспечить более полное и своевременное раскрытие и расследование преступлений и задержание преступников.
Наиболее многочисленными и специально предназначенными для охраны общественного порядка в таких общественных местах, как улицы, площади, скверы, парки, стадионы и др., являются подразделения патрульно-постовой службы милиции. В целях повышения эффективности оперативно-служебной деятельности этой службы в последние годы проведена ее реорганизация. В столице, а также во всех областных центрах созданы полки патрульно-постовой службы милиции, во многих других городах — роты и взводы. Это обеспечило более оперативное и рациональное управление нарядами милиции, концентрацию сил, возможность проведения ими массовых операций и профилактических мероприятий. Принимаемые меры по повышению профессионального мастерства сотрудников, переоснащение подразделений современными техническими средствами и автотранспортом, создание эффективной системы контроля за действиями нарядов милиции помогло добиться положительных результатов, в частности, возросла раскрываемость уличной преступности.
Большое внимание уделяется поддержанию общественного порядка, охране жизни и здоровья граждан, нормальному функционированию учреждений и организаций, общественного и личного транспорта в период проведения демонстраций, уличных шествий, спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий.
К обеспечению охраны общественного порядка более активно начали привлекать участковых инспекторов милиции. Они выявляют и устраняют причины и условия, способствующие совершению правонарушений, ставят на учет лиц, склонных к совершению преступлений. В последние годы формы и методы их профилактической работы обогатились новыми, более эффективными средствами. Это создало более благоприятные условия и возможности для предупреждения антиобщественных проявлений. С участием участковых инспекторов милиции ежегодно раскрывается около половины преступлений. Успешно выявляют они и нарушителей антиалкогольного законодательства, большую часть фактов самогоноварения, значительное количество нарушений паспортного режима. Весом их вклад в борьбу с хищениями общественной и личной собственности, противодействие другим правонарушениям.
Используя помощь руководителей предприятий и организаций, а также населения — членов добровольных дружин, представителей общественных пунктов охраны правопорядка, участковые инспекторы милиции выявляют и ставят на учет лиц, склонных к совершению преступлений, предупреждают правонарушения в семейно-бытовой сфере, в том числе лицами, злоупотребляющими спиртными напитками.
Важной составляющей работы инспекторов по делам несовершеннолетних является выявление неблагополучных семей, где имеются проблемы в воспитании детей, пресечение противоправного поведения подростков. Инспекторы по делам несовершеннолетних активно работают вместе с педагогическими коллективами учреждений образования, широко используют возможности средств массовой информации.
Важным направлением деятельности МВД Беларуси является обеспечение безопасности дорожного движения. В основу повышения эффективности этой деятельности легла реорганизация системы законодательства в сфере регулирования дорожного движения, обеспечения безопасности его участников. 10 августа 2002 г. вступил в силу закон Республики Беларусь «О дорожном движении». Госавтоинспекция выполняет свои задачи и функции согласно Положению о Государственной автомобильной инспекции МВД Республики Беларусь от 31 декабря 2002 г. № 1851.
Новым нормативным правовым актом в сфере обеспечения безопасности дорожного движения стало подписание 28 ноября 2005 г. президентом Республики Беларусь указа № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения», которым утверждены новые Правила дорожного движения, вступившие в силу 1 января 2006 г. С 2007 г. реализуется республиканская программа «Минус сто».
Активно участвуют в охране общественного порядка подразделения Департамента охраны МВД. Его деятельность направлена на защиту права собственности как основы жизнедеятельности государства. Выполняя функции по охране всех форм собственности, Департамент охраны и его подразделения на местах осуществляют предупредительно-профилактические мероприятия, направленные в первую очередь на борьбу с преступностью в сфере экономических отношений. В его составе Минское городское и областные управления, в которые входят милицейские, военизированные, сторожевые подразделения, а также управление по охране дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, учебные и другие центры.
Подразделением взяты под охрану все расположенные на территории Республики Беларусь посольства и консульства иностранных государств, представительства международных организаций и резиденции иностранных послов.
Развивается и совершенствуется техническая служба Департамента охраны. Сегодня она использует самые передовые технические средства и технологии для обеспечения надежной охраны различных объектов. Личный состав охраны раскрывает почти каждое десятое преступление по линии уголовного розыска и каждое пятое — по линии БЭП. Сочетание широкого использования разнообразных технических средств и систем охраны со своевременным реагированием на них специально обученных и полностью экипированных мобильных милицейских групп задержания позволяет обеспечить высокую надежность охраняемых объектов.
В последнее десятилетие органы внутренних дел страны в укреплении правопорядка активно используют паспортную систему. Бюро паспортизации населения — сложный производственный организм и мощный программно-технический комплекс, объединенный в единое республиканское пространство. Автоматизированная система «Паспорт» помогает обнаружению лиц, находящихся в розыске за совершенные преступления.
Суверенизация государства в Беларуси сделала значительно более актуальной реализацию законодательства о гражданстве. В целях практической реализации конкретных прав граждан, связанных с приобретением или утратой гражданства, контроля за процессом миграции в структуре МВД нашей страны создан Департамент по гражданству и миграции.
Департамент по гражданству и миграции ведет большую работу по контролю за режимом пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, противодействию незаконной миграции. Эта сфера деятельности органов внутренних дел играет на современном этапе заметную роль в укреплении общественного порядка. Незаконная миграция приобрела глобальный характер, представляя угрозу стабильности и безопасности для всего мирового сообщества. В целях пересечения нелегальной миграции и ее организационной сети органы внутренних дел совместно с подразделениями пограничных войск и органами Комитета государственной безопасности регулярно осуществляют профилактические мероприятия в рамках специально разработанных программ «Иностранец», «Нелегал» и др.
Одна из самых больших внутренних угроз национальной безопасности криминальная преступность, воздействующая на все сферы жизнедеятельности личности, общества и государства.
Особую обеспокоенность вызывает быстрый рост уголовной преступности. Анализ показывает, что с 1991 г. по настоящее время количество только зарегистрированных милицией преступлений увеличилось более чем в два раза. Наблюдается абсолютный и относительный рост преступности по сравнению с ростом населения, экономическим и культурным развитием. Преступления становятся все более опасными -с применением современного оружия, дерзкими, хитрыми, скрытыми. Организаторы преступных деяний стремятся проникнуть в приоритетные сферы жизни общества и государства, в том числе политическую сферу, органы власти и управления. Эту тенденцию, которая наблюдается во всех странах, государство стремится решительно пресекать.
Осознавая ответственность и обязанность перед обществом и государством, основную тяжесть организованной и целенаправленной борьбы с уголовной преступностью ведут подразделения криминального блока милиции.
Работа милиции по борьбе с уголовной преступностью осуществляется по различным направлениям. Это и борьба с традиционными видами преступлений, такими, как умышленные убийства и покушения на них, тяжкие телесные повреждения, изнасилования, разбои, грабежи, кражи государственного, общественного и личного имущества, оружия и боеприпасов, а также хулиганство, угоны автотранспорта и др. При этом основные усилия милиции направляются на раскрытие общественно опасных преступлений.
Это и противодействие новым, более сложным видам преступлений -организованной преступности и коррупции, незаконному обороту наркотиков, торговле людьми с целью сексуальной и иной эксплуатации, преступлениям в сфере высоких технологий, угонов автотранспорта из других стран и др.
Одной из социально значимых и востребованных в настоящее время функций органов внутренних дел, которую непосредственно выполняет уголовный розыск, является оперативно-розыскная работа. Хорошо налаженная, она становится серьезным резервом в профилактике и предотвращении преступлений, повышении их раскрываемости. В результате проведенных специальных мероприятий средний процент разысканных лиц (ранее скрывавшихся от органов уголовного преследования и суда), а также без вести пропавших составил более 80 %. В последние годы хорошо зарекомендовали себя специальные оперативно-профилактические мероприятия под названием «Розыск», «Автомобиль», «Перехват»
Не менее важное значение органы внутренних дел Беларуси уделяют борьбе с преступлениями в хозяйственной сфере. На это направлены усилия подразделений по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП). С 1990 г. для этой службы начался качественно новый период деятельности. Он характеризуется выявлением принципиально новых преступлений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.
В этот период значительное внимание начали уделять проблемам коррупции, хищениям, совершаемым должностными лицами, а также связанными с ними негативными тенденциями в конкретных отраслях, на предприятиях и в учреждениях. Постепенно подразделения БЭП переориентировались на выявление так называемых социально значимых, резонансных преступлений, а также преступлений, причиняющих значительный материальный ущерб (тяжких и особо тяжких), особенно в финансово-кредитной сфере, топливно-энергетическом и агропромышленном комплексах, сфере предпринимательства, обращении подакцизных товаров и иностранной валюты.
.