100 лет Белорусской милиции

Милиция зарождалась в огне первой русской революции. Стремясь упрочить свое положение, Временное правительство еще 3 марта 1917 г.провозгласило «…замену полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления». Правовые основы организации и деятельности народной милиции определялись в постановлении «Об учреждении милиции» и во «Временном положении о милиции», изданных 17 апреля 1917 года Согласно «Временному положению» взамен наружной полиции учреждалась милиция как исполнительный орган государственной власти.

1

В Беларуси, как и в целом в России, на смену старой царской полиции приходит народная милиция. 4 марта из стен канцелярии гражданского коменданта г. Минска вышел правовой акт, согласно которому служащий Всероссийского земского союза Михаил Александрович Михайлов (под этим псевдонимом действовал в Минске Михаил Васильевич Фрунзе) назначался временным начальником милиции Всероссийского земского союза по охране порядка в городе.
4 марта 1917 года является днем рождения белорусской милиции. Именно в этот день отряды боевых дружин рабочих и милиции разоружили бывшую полицию, захватили городское полицейское управление, архивное и сыскное отделения, взяли под свою охрану важнейшие государственные учреждения, почту и телеграф. Минск,таким образом, стал центром создания милиции.

Невель, который входил тогда в Северо-Западный край, 5 марта рапортовал Минску об образовании милиции. 7 марта подобная телеграмма пришла из Велижского, 9-го – из Езерищенского, 10-го – из Суражского уездов, затем из Двинска, Витебска, Лепеля и других городов и уездов Беларуси.

2
28 октября (10 ноября) 1917 года НКВД по полномочию СНК издал постановление «О рабочей милиции», которое явилось первым нормативным актом, определяющим создание советской милиции как исполнительного органа местных Советов рабочих и солдатских депутатов. В нем предписывалось: «Все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию. Рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведении Совета рабочих и солдатских депутатов». Постановление юридически закрепляло создание в стране органа охраны революционного порядка – советской милиции.
Основным правовым документом, определявшим деятельность милиции, являлась инструкция НКВД и НКЮ от 12 октября 1918 года «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции». Согласно инструкции, милиция являлась исполнительным органом власти на местах, находившимся в «двойном» подчинении – в непосредственном ведении руководства деятельностью милиции в НКВД 1 августа 1918 года было создано Управление милиции, 7 октября этого же года переименованное в Главное управление советской рабоче-крестьянской милиции.

3
1 января 1919 года провозглашена Советская Социалистическая Республика Беларусь со столицей в Минске.
Основные функции органов внутренних дел неоднократно претерпевали изменения, уточнялись и постепенно стабилизировались. Была выработана единая сверху донизу структура как системы в целом, так и отдельных служб и органов в частности, что позволило 30 ноября 1920 г. разработать первое Положение о Главном управлении милиции БССР.
В марте 1924 года произошло расширение территории республики.
К ней отошли входившие в РСФСР 15 уездов и ряд волостей Витебской, Смоленской и Гомельской губерний, населенных преимущественно белорусами. Состоявшаяся 10– 17 июля 1924 года вторая сессия ЦИК БССР VI созыва законодательно закрепила новое административно-территориальное деление республики, в результате которого в Беларуси было создано 10 окружных управлений милиции и уголовного розыска, 100 районных и 12 городских отделений милиции. Первые отряды милиции на Гомельщине были созданы 8 марта 1917 года на основе временного Положения «О милиции», утвержденного Гомельским Советом рабочих и крестьянских депутатов. Во главе милиции в начале 1918 года был назначен большевик, бывший рабочий железнодорожник Алексей Яковлевич САРАНЧУК. Первоначально, на случай непредвиденных и чрезвычайных ситуаций и предания милиции мобильности в Губернии был сформирован 1 Милицейский Батальон.

4
Основными направлениями деятельности милиции с момента ее образования и на протяжении 20-х г. были борьба против иностранной военной интервенции и с контрреволюционными мятежами внутри страны.
Органы милиции подчинялись как исполкому, так и соответствующему управлению милиции НКВД. В конце 1926 года произошло новое расширение территории Беларуси, к которой отошли входившие до этого в РСФСР Гомельский и Речицкий уезды.
13 июля 1934 года НКВД СССР издал приказ «Об организации органов НКВД на местах», в связи с чем наркоматы внутренних дел были образованны во всех союзных республиках, в том числе и в Белорусской ССР. ЦИК БССР 15 июля 1934 года принял постановление об образовании НКВД, включив в его состав органы ГПУ. В областных центрах Белорусской ССР, некоторых городах и районах были сформированы управления НКВД.
Особенно ярко проявились высокие профессиональные и личностные качества сотрудников милиции в период Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война началась ранним утром 22 июня 1941 года. Это была самая тяжелая из всех войн, которые пришлось пережить народу нашей страны. Милиция Беларуси была переведена на военное положение и полностью подчинена задаче обороны страны и разгрома врага. Она вела решительную борьбу с нарушителями правопорядка, дезертирами, мародерами, паникерами, очищала города и оборонно-хозяйственные пункты от преступных элементов, выявляла вражеских агентов и провокаторов, поддерживала организованную эвакуацию населения, промышленных предприятий, других хозяйственных грузов в глубь страны. Главным управлением милиции НКВД СССР было принято решение о переводе работы наружной службы на две смены — по 12 часов каждая. На время войны отменялись отпуска.

6
В годы Великой Отечественной войны весь личный состав милиции Гомельской области был переведен на казарменное положение и реорганизован в Истребительный батальон при управлении НКВД (приказ от 26.06.1941г.) Командиром батальона был назначен старший лейтенант Госбезопасности КОВАЛЕВ.

5
С приближением фашистов к г. Гомелю наступило время, когда истребительный батальон вступил в непосредственное соприкосновение с врагом. В оборонительных боях за областной центр отличились сотрудники Гомельской милиции ПРИХОДЬКО А.Г., БОНДАРЕВ В.Т.,СМИРНОВ А.А.
Как свидетельствуют архивные материалы, с момента освобождения Гомельщины от немецко-фашистских захватчиков с 1944 по 1945 г.г. сотрудниками милиции были задержаны и доставлены в органы милиции 290 воров, 15 грабителей, 192 хулигана, 270 самогонокурильщиков, 240 нарушителей общественного порядка, а также подобрано и изъято 118 пулеметов. 1234 винтовки, 226 автоматов, 37 револьверов и пистолетов.
После окончания Великой Отечественной войны оперативная обстановка в Беларуси была очень сложная, особенно, в западных областях, где действовали организованные банды.
26 марта 1946 года НКВД БССР был переименован в Министерство внутренних дел БССР.
23 августа 1950 года МВБ СССР осуществляет реорганизацию Главного управления милиции. Была разработана новая структура местных органов милиции. Упразднялся зональный принцип руководства местными органами сыска и вводился линейный – по видам преступлений.
Нелегким выдалось начало 50-х. Особенно напряженным для сотрудников белорусской милиции, как впрочем, и для их коллег из других советских республик, стал 1953 год – год памятной амнистии. Имелось немало фактов, когда матерые преступники, попавшие под амнистию, активно втягивали в противозаконную деятельность и подростков.

7
Оперативная обстановка в республике стабилизировалась лишь через два года. Смерть И.В. Сталина в марте 1953 года существенно изменила развитие Советского государства, в том числе и правоохранительной системы. Уже 5 марта 1953 года на совместном заседании Пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР принято решение об объединении МГБ СССР и МВД СССР в одно министерство – МВД СССР. Существенные изменения претерпела структура милиции. Так, согласно Указу Президиума Верховного Совета БССР от 19 мая 1954 года из системы МВД в очередной раз были выделены и организационно оформлены органы государственной безопасности. Милиция заняла свое исторически и функционально обусловленное место в системе правоохранительных органов. К 60-70-ым годам органы внутренних дел Беларуси по эффективности деятельности уже назывались лучшими в системе МВД Союза ССР, служили базой для показа коллегам из различных регионов СССР передовых форм и методов работы. Широкий размах получила всенародная поддержка деятельности белорусской милиции — из года в год увеличивались ряды народных дружинников, совершенствовалась система общественных пунктов охраны порядка, углублялись связи органов внутренних дел с другими формированиями общественности.
Наиболее крупной и масштабной реорганизацией системы МВД явились мероприятия начала 60-х годов. Постановлением Совета Министров БССР от 30 января 1962 года было утверждено Положение о Министерстве, где были закреплены задачи, функции, система его структурных подразделений и их подчиненность, права и обязанности, а также формы и методы работы.

8
Коллективным органом, координировавшим работу всех звеньев аппарата по борьбе с преступностью, являлась коллегия министерства, куда входили наиболее опытные и знающие руководители. С сентября 1962 года коллегии были образованы в областных управлениях внутренних дел исполкомов областных Советов депутатов трудящихся.
5 сентября 1962 года МВД БССР переименовано в Министерство охраны общественного порядка – МООП БССР. Соответственно областные УВД были переименованы в управления охраны общественного порядка исполкомов областных Советов депутатов трудящихся. Президиум Верховного Совета БССР в ноябре 1962 г. утвердил текст Присяги, порядок ее принятия личным составом милиции, учредил Красные знамена для гарнизонов милиции республики. Введение присяги и учреждение Красных знамен придавало деятельности милиции еще больший социально-политический вес, поднимало ее престиж.
Одним из важнейших изменений в организации органов внутренних дел было преобразование, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета БССР от 9 декабря 1968года, МООП БССР в Министерство внутренних дел Белорусской ССР, а областных УООП – в управления внутренних дел соответствующих исполкомов областных Советов депутатов трудящихся. На середину 80-х пришлись времена общественно-политической и экономической дестабилизации жизни страны. Эти явления сопровождались обострением криминальной обстановки, а значит и существенным увеличением нагрузки на сотрудников органов внутренних дел. Совершенствовалась система патрульно-постовой службы, принимались меры по укреплению общественного порядка на улицах, в других местах массового пребывания людей, повышению организованности дорожного движения и усилению воспитательной работы с водителями в автохозяйствах, активизации борьбы с пьянством и алкоголизмом.
В ночь на 26 апреля 1986 года произошел взрыв реактора 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС. В зону радиоактивного поражения попало 20 из 21 сельскохозяйственных районов, где проживало свыше 1 млн. 400 тыс. человек.
29 апреля 1986 года в УВД приступили к формированию структуры управления силами и средствами, задействованными на мероприятиях по ликвидации последствий катастрофы. Из воспоминаний генерала-майора милиции в отставке С.Г.Сазанкова, начальника УВД Гомельского облисполкома с 1986 года: «…В ситуации, развивавшейся стремительно и непредсказуемо, главная ставка делалась на людей, обладавших выдержкой, волей, способных к активным действиям.
Именно эти качества брались в расчет при формировании сводных отрядов, срочно направлявшихся в пострадавшие районы.
Первыми командирами сводных отрядов, включавших более 40 человек, были полковники милиции Владимир Васильевич ТРЕТЬЯК, Валентин Степанович ИЩЕНКО и Василий Филиппович ФРОЛЕНКОВ. Они стали «первооткрывателями» самой опасной в этот период зоны.
С великой скорбью приходится говорить, что В.ТРЕТЬЯКА и В. ИЩЕНКО среди нас уже нет. Они ушли из жизни совсем не старыми. Их смерть связана со смертоносным воздействием радиации.
Жизнь этих людей достойна подражания. В свое время они возглавляли крупные горрайорганы внутренних дел. С этих должностей выдвинуты начальниками отделов УВД и прекрасно справлялись с порученным делом.
За проявленное мужество и образцовое исполнение служебного и гражданского долга при организации мероприятий по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС начальник ОВО при УВД полковник милиции Ищенко В.С. был награжден орденом «Знак Почета», а 172 сотрудникам подразделений охраны вручены нагрудные знаки «Участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС» и другие виды поощрений.
Органы внутренних дел в эти годы принимали активное участие в поддержании правопорядка в Армении, Нагорном Карабахе, других регионах бывшего СССР.
Первый шаг на пути приобретения политической самостоятельности Беларуси был сделан 27 июля 1990 года. В этот день Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусской ССР, в которой сказано, что Республика Беларусь имеет право на собственные вооружённые силы, внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности.
В феврале 1991 года Верховный Совет БССР принял, а с 1 марта этого же года ввел в действие Закон «О милиции» – основной нормативно-правовой акт, регламентирующий деятельность органов внутренних дел республики. Вслед за этим Президиум Верховного Совета Республики Беларусь утвердил текст Присяги рядового и начальствующего состава и положение о порядке ее принятия, Дисциплинарный устав органов внутренних дел.
Принципиальное значение для эффективного функционирования органов внутренних дел имеет подписание 17 июля 2007 года Закона Республики Беларусь № 263-3 «Об органах внутренних дел Республики Беларусь». Закон определяет правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь, устанавливает обязанности и права органов внутренних дел и их сотрудников, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.
Сегодня Министерство внутренних дел Республики Беларусь — республиканский орган государственного управления, возглавляющий систему органов внутренних дел и внутренние войска МВД, осуществляющий в пределах своих полномочий регулирование и управление в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и координацию деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления.