Бал правит лихачами. Как будет действовать система баллов для нарушителей, которую предлагает ввести ГАИ.

В прошлом году Госавтоинспекция выступила с инициативой о внесении изменений в Закон о дорожном движении. Помимо прочего, предложено ввести систему штрафных баллов, которые могут повлечь лишение водительского удостоверения. Пока это только замысел, но представить, как она будет работать, возможно уже сейчас. Для этого вместе с сотрудниками ГАИ УВД Гомельского облисполкома корреспондент «Р» отправился в рейд. Наша цель — условно опробовать балльную систему, а также узнать, что думают о возможном нововведении сами водители.

Правила сложения

В патрульном автомобиле мы обсуждаем тему с инспекторами Игорем Командирчиком и Дмитрием Семерьяновым. На первый взгляд, что может быть эффективнее, чем наказание рублем? Но, как ни странно, эта «кнут» работает не всегда. Для некоторых водителей нарушать ПДД — чуть ли не стиль жизни. Они согласны платить сколько придется, но ездить как хочется. Предлагаемое нововведение призвано остудить их пыл до того, как произойдет серьезное ДТП.

Алгоритм прост: за каждое нарушение инспектор не только составляет протокол, но и насчитывает баллы. Минимум — 1, максимум — 4. Градация определяется тяжестью нарушения и размером предусмотренного денежного штрафа, который, конечно же, никто не будет отменять. Четверка на числе водителя появится за нарушение правил обгона с выездом на встречную полосу, создание аварийной обстановки или превышение скорости повторно в течение года и более чем на 20 км/ч. Получат максимальный балл и те, кто не захочет уступить дорогу спецтранспорта с включенными сигналами. Если наберется 15 баллов, водитель лишается удостоверения сроком на шесть месяцев.

Тем временем первый автомобилист остановлен за превышение скорости.

— Часто нарушаете? — интересуется капитан Семерьянов. — Злостно?

— Абсолютно не злостно. Последний раз — в 2016 году было. Да и то из-за техосмотра на чужой машине.

Сергей Будимирович на самом деле водитель дисциплинированный. Но именно сегодня мог бы получить два балла сразу. О планах ГАИ он не слышал и теперь с интересом слушает инспектора, задает вопросы. Узнав, что баллы будут учитываться только в течение года, с облегчением вздыхает:

— Ну, тогда нормально. Я столько не нарушаю. Вот если бы за все время считалось — было бы жестоко. Даже очень.

Теоретически набрать треть, а то и половину лимита по баллам можно буквально за один раз. Но для этого нужно быть злостным нарушителем. Ехать непристегнутым, превышая скорость и разговаривая по телефону, перевозя ребенка без кресла в автомобиле, который не прошел техосмотр. Таких уникумов, конечно, немного, но они есть.

Приблизился к ним и мужчина на стареньком «Фольксвагене», который совершил сразу несколько нарушений. Ехал без ремня безопасности, не пропустил пешеходов на переходе, а ТО на автомобиль давно просрочен. Теперь все это стало причиной трех протоколов. А если бы нововведение уже действовало, еще и добавило бы ему сразу 4 балла.

Вместе с тем следует знать: за незначительные нарушения, такие как отсутствие страховки или забытое дома водительское удостоверение, баллы начисляться не будут. Выявить наличие или отсутствие свидетельства можно за считанные минуты.

Повторение пройденного

Инициатива ГАИ выносился на общественное обсуждение. Почитав комментарии на портале pravo.by, можно сделать вывод, что в целом водители не возражают. Сомнение выразили владельцы автомобилей, которые сдаются в аренду. Они опасаются, что нарушения, зафиксированные видеокамерами, будут записывать на их счет. В ГАИ уверяют, что механизм решения этой проблемы есть.

Еще одна группа риска — водители маршруток. Каждая перевозка пассажиров сверх допустимого количества (то, что происходит в час пик) будет караться двумя баллами. Маршрутчики тоже нередко проезжают на красный свет, нарушают рядность и создают аварийные ситуации. При таком раскладе перспектива накопить 15 баллов, избавиться удостоверения, а с ним и работы вполне реальна. Есть повод серьезно задуматься о смене стиля вождения.

Водители со стажем вспоминают, что еще при Советском Союзе одно время действовала балльная система. Потом от нее отказались. Возможно, из-за сложности ведения учета. Сейчас такой проблемы нет. Доступ к базам данных инспектор ДПС получает легким движением пальцев по экрану планшета.

— Балльная система успешно зарекомендовала себя в Грузии, Латвии и других странах, — резюмирует начальник УГАИ УВД Гомельского облисполкома Андрей Гаркуша. — В первую очередь эта мера профилактики в отношении водителей, которые систематически нарушают правила. Например, постоянно превышают скорость, зная, что, кроме штрафа, это ничем не грозит. Надеемся, новый способ воздействия на лихачей позволит повысить уровень дисциплины и безопасности на дорогах. И как результат — снизить количество ДТП.

Руслан ПРОЛЕСКОВСКИЙ, «Рэспубліка»